Многоэтажная цена
Не откладывать покупку квартиры в долгий ящик, – посоветовал соискателям столичной недвижимости Владимир Ресин. «Сделайте это завтра, а лучше – сегодня», – сказал главный московский строитель на завершившейся в Центральном доме художника отраслевой выставке.
Цены на столичное жилье растут вдвое быстрее инфляции. За 2005 г. квартиры подорожали в среднем на четверть. Пользующиеся повышенным спросом объекты на интересных направлениях прибавили 40–50%. К началу 2006 г. средняя цена квадратного метра на вторичном рынке по некоторым оценкам превысила 2500 долларов. Стоимость юридически чистой однокомнатной квартиры в панельном доме на окраине Москвы приблизилась к 100 тысячам. Торг возможен, оговариваются бывалые риелторы, но продавцы готовы уступать пять процентов максимум.
Цены стремятся ввысь от трех с половиной фундаментальных факторов. Во-первых, в Москве где до 40% жилья приобретается с намерением сохранить и приумножить свободные средства, образовался объемный отложенный спрос. С лета 2004-го до весны 2005-го значительное число частных инвесторов, соблазнившись идеями некоторых аналитиков о грядущем насыщении столичного рынка и даже кризисе перепроизводства квадратных метров, терпеливо ожидало снижения цен. Понятно, что, как только стагнация перешла не в падение, а в рост, «терпилы» кинулись покупать квартиры, расталкивая конкурентов кошельками. В то же время по разным, преимущественно объективным причинам сократилось предложение жилья на первичном рынке; крупные строительные компании не смогли компенсировать уход мелких фирм, которые к тому же за счет экономии на маркетинге с рекламой формировали низкую себестоимость и оказывали влияние на генерацию средней цены в сегменте для инвесторов с ограниченными бюджетами. В-третьих, после тихих, но заметных акций обманутых дольщиков, пересудов о девелоперах-мошенниках, демонстрации политиками озабоченности проблемой многие потенциальные покупатели отказались от вложений в котлованы и недострои, посчитав их слишком рискованными, даже если по ту сторону договора – самый титулованный заказчик-подрядчик; и эти капиталы хлынули опять-таки на «вторичку». В-четвертых, начинает сказываться доступность кредитов, а большинство потребителей, формирующее поведенческий тренд, убеждено, что от ипотеки и прочих финансовых достижений цивилизации квартиры могут только дорожать.
газета "Метро" 11.04.2006
Москва вошла в топ-7 самых умных городов мира
UP |