Опубликовано: Сентябрь 25, 2006

Свободный русский во всех округах

Школы для детей мигрантов откроются в каждом округе столицы. Годичное углубленное изучение позволит юным приезжим лучше освоить русский язык. В планах правительства – организация лингвистических курсов и для взрослых, которые при желании смогут посещать школы по вечерам.

Решение об открытии специальных учебных заведений для мигрантов было принято на совместном заседании комиссий Мосгордумы по науке и образованию и по межнациональным и межконфессиональным отношениям.
Сегодня в образовательных учреждениях Москвы занимается около 25 тыс. детей мигрантов из ближнего и дальнего зарубежья. Большинство из них слабо знают русский язык, а многие не владеют им вообще. Для обучения детей приглашаются подготовленные педагоги-лингвисты, разрабатываются специальные пособия. Поскольку мигранты прибывают в Москву постоянно, учебный год в таких школах будет начинаться несколько раз: в сентябре, в январе и где-то весной. Предполагается, что первые ученики сядут за парты в начале следующего календарного года.



Великое переселение

Проблема адаптации и обучения детей мигрантов нарастала в Москве давно, с ежегодным увеличением числа приезжих с национальных окраин. Распад СССР интенсифицировал переселение. Помимо трудовых мигрантов появились беженцы и вынужденные переселенцы. Люди перебирались в столицу из конфликтных регионов Кавказа и Закавказья, а также из республик, ранее входивших в состав СССР: Украины, Молдавии, Азербайджана, Грузии, Белоруссии, Таджикистана, Узбекистана.

СПРАВКА

По данным Комитета межрегиональных связей правительства Москвы, общая численность приезжих, зарегистрированных в столице, в прошлом году составила 1 млн 137 тыс. человек. Последняя перепись показала, что в городе проживают представители более чем 140 народов, различающихся по национальным, языковым и конфессиональным особенностям.

Учить по-русски

Существует три основные задачи адаптации мигрантов к столичной жизни: обучение государственному языку, повышение уровня социокультурной интеграции, формирование российской идентичности.
Дети изучают язык по специально разработанной для них методической программе «русский как иностранный». Для лучшего усвоения знаний с юными мигрантами изучают фольклор, страноведение, пение. Три инновационных учебно-методических комплекта – «Уроки русской речи» (для дошкольного и младшего школьного возраста), «Русский язык: от ступени к ступени» (для среднего школьного возраста), «Учимся в русской школе» (для младшего школьного возраста) – издаются большим тиражом в помощь педагогам, занимающимся с детьми, которые или вообще не владеют русским, или плохо говорят на нем.
Одновременно в первом-третьем классах изучается родной язык (дари, фарси и т.п.), организуются занятия по различным предметам этнокультурного цикла. На протяжении всего года с детьми работают психологи из Московского психолого-педагогического университета и Центра психологической помощи «Гратис» (МГУ им. М.В. Ломоносова), что помогает младшим школьникам быстрее адаптироваться и мягко включиться в учебный процесс.
Одним из основных условий успешной адаптации детей зарубежных мигрантов психологи называют включение в общественную жизнь образовательных учреждений, свободный доступ к библиотеке, компьютерным классам, лингафонному кабинету. Дети активно занимаются в различных спортивных секциях, посещают кружки, участвуют в культурных и просветительских мероприятиях.
В рамках программы создаются информационные центры поликультурного образования и клубов интернациональной дружбы, где дети и их родители могут общаться с представителями различных этносов, в том числе устанавливая контакты со сверстниками в других регионах и странах.
Кроме того, проводятся ознакомительные встречи и тематические «круглые столы», на которых школьники знакомятся с международным и российским законодательством по проблемам миграции, историей стран и этнокультурными особенностями регионов и детей вынужденных мигрантов.
За пять лет более 370 учащихся из семей зарубежных мигрантов прошли интенсивную подготовку к включению в учебный процесс в образовательных учреждениях, участвующих в реализации пилотного проекта. Сейчас они успешно занимаются в образовательных учреждениях столицы (в том числе в профессиональных колледжах и школах с углубленным изучением иностранного языка).

Многонациональное образование

Еще в 1936 г. в столице насчитывалось11 нерусских школ (5 татарских, средняя немецкая, неполные средние – еврейская, мордовская, латышская, английская и польская), из которых 8 были самостоятельными, 3 – отделениями при русских школах. Кроме того, имелось 9 отдельных классов при русских школах: ассирийские, цыганские, татарские. Педагогов в национальных школах было 209 человек, но среди национальностей, кроме татар, проявлялась приоритетная тенденция к обучению детей на русском языке.
Первая школа, открытая в постсоветский период, была русско-корейской, в ней не просто учат говорить на языке Тойге и Унянга, но и знакомят с народной культурой, традициями. Половина учащихся – русские. Затем столичный Департамент образования помог открыться частной еврейской школе. Третьей была русско-армянская, затем появилась русско-грузинская школа N 223, в которой учатся более 600 детей 15 национальностей.
Русско-армянская школа №1110 поначалу была моноэтнической – здесь учились дети из семей, бежавших в Москву после конфликта в Нагорном Карабахе, приехавших после землетрясения в Спитаке, но потом ученический коллектив самым естественным образом «разбавили» девочки и мальчики из окрестных домов.
В русско-литовской школе №1247 учатся представители 16 национальностей. В основном это дети от смешанных браков. Но литовский язык является обязательным предметом.
В Москве работает и русско-татарская школа N 1186. Здесь, кроме татар, получают среднее образование азербайджанцы, узбеки, представители других тюркских народов. Языковое родство помогает общению, культурные различия обогащают и тех, и других. Благодаря поддержке столичного правительства у татар появилась возможность получать в Москве на родном языке и высшее образование – в Международной академии предпринимательства. Подобных учебных заведений за пределами Татарстана в России до сих пор не было.
Дети из Афганистана учатся в пяти московских школах: сначала в нулевых классах занимаются только русским языком, а потом осваивают обычную программу.
При сравнении данных по школьникам за 2003/2004 и 2004/2005 учебные годы наблюдается значительный рост (на 37%) числа прибывших в Москву из дальнего зарубежья и крайне незначительный (на 3%, или 600 человек) – ребят из стран СНГ. Наиболее привлекательными для зарубежных мигрантов продолжают оставаться Юго-Восточный, Южный, Восточный и Северо-Восточный округа столицы – прежде всего по той причине, что здесь относительно низкая плата за арендуемое жилье.
Сейчас в 152 образовательных учреждениях столицы открыто 243 группы по изучению русского языка как иностранного, в которых занимается около 3000 человек. Эта сеть охватывает все округа города. В Москве также функционируют 34 школы и 5 детских садов с этнокомпонентом.

Mилa Oрлoва

Под эгидой ООН

Проект «Обучение, социально-психологическая и культурно-языковая адаптация детей вынужденных мигрантов в городе Москве» осуществляется Департаментом образования, Управлением Верховного Комиссара ООН по делам беженцев  и Центром межнационального образования «Этносфера» с сентября 2000 года.
На первом этапе на базе общеобразовательной школы №729 Южного округа столицы начал работу нулевой языковой класс для 6–8-летних детей беженцев и ищущих убежище лиц, не владеющих русским языком. Конечной целью проекта было подготовка к поступлению в 1-й класс школы и последующему обучению наравне с русскоязычными сверстниками.
На втором этапе (январь 2002 – январь 2003 гг.) в дополнение к нулевому был открыт подготовительный класс для детей 9–12 лет, нуждающихся, помимо изучения русского языка, в ускоренной пропедевтической подготовке по предметам начальной школы.
Январь 2003 г. ознаменовался увеличением числа школ – участников проекта. В соответствии с рекомендациями, принятыми на Августовских педагогических чтениях 2002 г., нулевые и подготовительные языковые классы были открыты в образовательных учреждениях еще трех московских округов.

Установка на идентичность

Евгений Бунимович, председатель Комиссии Мосгордумы по науке и образованию

- Расскажите об особенностях столичной программы по образованию для мигрантов.
- Москва первой из регионов взялась за решение вопросов, связанных с образованием детей разных национальностей, в том числе мигрантов. С 2000 г. в столице действует специальная программа, обеспечивающая определенный уровень подготовки для иностранцев. В городе стали открываться школы и классы с этнокультурным компонентом. Вместе с национальными общинами города мы искали и находили модели мира и согласия. Наиболее эффективной, по нашему мнению, оказалась мультикультурная. Это когда к базовой модели школы добавлены группы ребят разных национальностей, получающие дополнительное образование.

- Каковы перспективы?
- Нам нужно двигаться вперед. Этнокультурную проблематику решено ввести во все общеобразовательные учреждения столицы, чтобы ребята «ощущали многонациональность российского государства и нашего города». Помогут и специальные одногодичные курсы для детей мигрантов. После обучения они будут заниматься уже в обычных школах. В числе экспериментальных, инновационных проектов Департамента образования столицы – создание вечерних школ для родителей-мигрантов и приезжей молодежи старше 18 лет.
У каждого, кто прибывает в Москву, чтобы работать и жить здесь, нужно формировать установки российской идентичности. Уважая свои исторические корни, человек должен знать наш язык, историю, традиции, законы. Дальнейшее развитие этнокультурного образования позволит снять напряженность и будет способствовать нормальным отношениям между жителями столицы и мигрантами.

газета "Метро" 15.08.2006    




От: МаринаМосквина,  



Внимание! Информация могла устареть!

Москва вошла в топ-7 самых умных городов мира




Скрыть комментарии (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:

Отказ от ответственности