Опубликовано: Март 6, 2009

Нормативы для семьи по жилью

Вопросы проектирования жилища для семейного проживания можно рассматривать в двух аспектах: - нормативные требования, как правило, минимальные; - рекомендации к проектированию, на базе существующих методических материалов и исследований, в том числе учитывающих пожелания потребителя. Архитекторы учитывают нормативные требования по проектированию жилища: федеральные при проектировании в Подмосковье и в других регионах - СНиП 2.08.01 -89 * «Жилые здания», СНиП 31-01-2003 «Здания жилые многоквартирные», СНиП 32-01-2001 «Здания жилые одноквартирные», в Москве и ряде регионов действуют также региональные нормы проектирования жилища, в том числе малоэтажного, отражающие специфику конкретных регионов (МГСН 3.01-01 «Жилые здания»).

Требования к квартирам для семей с различным демографическим составом проживающих (и с детьми) для социального и муниципального фондов в нормативных документах отражаются по-разному. Минимально регламентированные площади спален (8 кв.м - для одного человека, 12 кв.м - для двух человек - в московских нормах, и несколько ниже в федеральных - 10 кв.м) в составе социального жилища могут быть названы соответственно как минимальные значения площадей спален, где проживает один или два ребенка. Данные значения были определены в 60-70-х годах с учетом минимального набора мебели, эргономических требований и процессов, проходящих в данных комнатах в составе нормалей по проектированию жилых зданий. Рекомендуемая цифра для спальни для супругов с маленьким ребенком (до 4 лет) - соответственно 14 кв.м. Формирование с начала 90-х годов рынка жилья сопровождалось дифференциацией требований покупателей в квартирах и жилым домам с учетом их финансовых возможностей. Поэтому в настоящее время при проектировании комфортного и высококомфортного жилища (в Москве именуемого жилище I категории) площади жилых комнат для семьи с детьми, зависят преимущественно от предпочтений семей-потребителей, на проживание которых ориентирован тот или иной жилой комплекс или поселок.

На основе анализа данным (по материалам отдельных исследований) площади спален в квартирах, определяемых риэлтерами как «эконом-класс» могут составлять до 15 кв.м (для одного человека), до 17-19 (для двух человек), в квартирах более высокого уровня комфорта (по экспертной оценке с учетом предпочтений семей потребителей) - могут составлять до 25-30 кв.м (канд. архит. Т.В. Шамаева). Понятия «оптимальная площадь детской жилой комнаты» в архитектурной науке и практике не существует. Архитектор отталкивается все также от габаритов мебели, учета необходимых процессов жизнедеятельности и «эргономических» условий для их осуществления. Отличие от советского периода состоит в том, что тогда все перечисленные факторы были однозначны, а исходные значения минимальны (работы архитекторов Т.И. Звездиной, Р.Н. Блашкевич и др.), теперь же в комфортном жилище появляется возможность вы- бора и вариантов оборудования, и набора процессов, и комфортных значений для соответствующих функциональных зон. Возвращаясь именно к московским городским строительным нормам по жилым зданиям (МГСН 3.01-01 «Жилые здания»), следует отметить, что именно в данном документе была введена классификация жилища по уровню комфорта: с квартирами II уровня комфорта, в составе так называемого «социального» или «муниципального» жилища, и I уровня комфорта. Для жилища II категории комфорта было введено ограничение нормируемых минимальных нижних и верхних площадей квартир, а также минимальные площади отдельных помещений, в том числе жилых комнат.

В составе МГСН 3.01-01 были заложены условия и возможности проектирования в жилище I категории комфорта квартир и одноквартирных домов с неограниченными верхними пределами площадей квартир (при единых со II категорией жилища нижних пределах). Была введена также возможность включения в составе жилища дополнительных помещений, учитывающих, в том числе особенности жизнедеятельности семей с детьми: игровая и детская, санузлы при жилых комнатах, гардеробные, постирочные, тренажерные помещения, и даже бассейн (в коттеджах и блокированных домах при наличии соответствующих технических условий). Такая возможность выделения самостоятельных помещениях для определенных функций в появляется при площади жилища от 25-30 кв.м на одного человека: формула заселения в жилище k=n+1 или +2 и более - число жилых комнат более количества проживающих. Это показывает и зарубежный опыт, и исследования советского периода в области архитектуры и социологии (докт. архит. Карташова К.К. и др.). Однако, если в период равно-распределительных условий предоставления жилья об этом можно было только мечтать, то в условиях сложившего рынка жилья с учетом требований потребителей в зависимости от уровня доходов семьи в высококомфортном жилище - возможность стала объективной потребностью. Требования к жилищу в части экологии, безопасности, транспортной доступности, а также по архитектурному и средовому решению в действующих нормативно-строительных документах едины для всех социально-демографических типов семей. Можно в их составе найти и положений принятые за стандарт (в ГОСТах), исходя из безопасности именно для ребенка. Градостроительные требований по нормативам обеспечения объектами социальной инфраструктуры определяются в зависимости от состава населения и условиям размещения определенных объектов. Речь идет о перечне и расчетных показателях минимальной обеспеченности социально значимыми объектами приближенного обслуживания (в пределах переходной доступности - до 300 м) - в числе которых для семей, имеющих детей различных возрастов. Чрезвычайно важно, размещение детских учреждений, что определяется нормами (МГСН 1.01-99 «Нормы и правила проектирования планировки и застройки города Москвы»).

В состав обязательного перечных с регламентированными показателями минимальной обеспеченности социально значимыми объектами повседневного и периодического обслуживания (на микрорайон, состоящий из нескольких жилых групп) попадают уже и общеобразовательные школы (радиус доступности 500 м) и специализированные детские учреждения, а также учреждения культуры и искусства (библиотеки, центры искусств), клубные помещения, ориентированные на детей и молодежь, спортивно-тренажерные залы. До вступления страны в перестроечный период и садиков, и детских клубов и других объектов инфраструктуры хватало. Но следует вспомнить, что в этот период и обеспечением комплекса потребностей на основе расчетных нормативных показателей занималось государство. Ныне это вопросы обременения инвесторов соответствующими объектами социальной инфраструктуры, находящиеся под особым контролем Правительства Москвы. Расчет потребности в местах в ДОУ и школах ведется, исходя из демографии населения территории жилой застройки. Эта позиция равнозначна и для региональных, и для федеральных документов. Но здесь же, как я полагаю, возникает шанс и для различных вариантов расчета, в особенности, в загородных поселках. По данным анализа, порядка 150 строящихся загородных поселков различного класса в Подмосковье, можно сказать, что объекты инфраструктуры для детей - детские образовательные учреждения различных типов и школы - предусматриваются, как правило, при достаточно большой территории застройки коттеджных поселков (50-280 га, количество домов от 70 до 680). и были выполнены в 22 поселках (16%). Например, детские сады предусмотрены на территории поселков «Papillon», «Миллениум», «Ивакино-Покровское» и в ряде других. В то же время размещение детских образовательных учреждений предусмотрены в ряде случаев и в поселках меньшей площади, как, например, «Австрийская деревня» и «Велегож» (по 39 га), «Новый свет» (15 га), «Лагуна» (12,6 га). Реже в коттеджных поселках предусматриваются школы, в их числе, например, в следующие объекты в поселках «Велед-никово», «Мегаполис», «Княжье озеро», «Светлогорье» и «Мечта» (школы при наличии также и ДОУ). Безусловно, отдельные из рассмотренных поселков имеют небольшие территории застройки, с размещением на них незначительного количества жилых зданий (с большими площадями) или же планируют использовать развитую смежную инфраструктуру: например, по направлению Рублево-Успенского и Новорижскому шоссе - в 31 поселке (22%). Однако, полагаю, что возможны варианты с обосновывающими расчеты численности проживающих на территорий, исходя из увеличенного значения расчетной жилищной обеспеченности (в Москве - соответствующее значение составляет в социальном жилье 20 кв.м/чел., в комфортном - 60 кв.м/чел.), а также планируемое количество детей детско-дошкольных возрастов в демографии семей потребителей недвижимости. Проведенный экспресс-анализ показал также, что в состав коттеджных поселков (площадь застройки преимущественно от 3,5 до 50 га) включаются и другие типы объектов инфраструктуры для детей - детские и игровые комнаты (под присмотром воспитателей), развлекательные и досуговые детские центры, детские клубы, а также клубные комнаты в составе досуговых или спортивных центров: в 18 поселках (14,5%), в их числе «Крекшино», «Антоновка», «Чайка», «Ульяновский», «Свирель», «Берега», «Ярославский» и др. Все чаще можно отметить наличие на застраиваемых территориях детских площадок (в 47 поселках или порядка 34%) при площадях застройки от 6 до 60 га (в единичных случаях и более 200 га). Безусловно, специфика проектирования таких объектов инфраструктуры как образовательные учреждения для коттеджных поселков присутствует. Для Москвы в середине 90-х годов были разработано Дополнение к градостроительным нормам МГСН 1.01-98 в части проектирования коттеджных поселков (при инициативе инвестора-застройщика коттеджного поселка Потапово»), где впервые были отражены их специфические требования к объектам инфраструктуры. Однако, при переработке нормативного документа в 1999 г. данные вопросы остались вне поля нормативной базы. Поэтому архитекторы продолжают пользоваться действующими нормативными документами в области градостроительства: федеральным СНиП 2.07.01-89" «Градостроительство.

Планировка и застройка городских и сельских поселений» для строительства, в том числе коттеджных поселков, в регионах и МГСН 1.01-99 Нормы и правила проектирования планировки и застройки г. Москвы». В течение нескольких лет в Москве активно идет строительство жилых домов по программе «Молодой семье - доступное жилье». По классификации риэлтеров, это как правило, квартиры эконом-класса, по терминологии московских городских строительных норм - II категории комфорта. Жилье строится и, в какой мере учитывается необходимость дополнительной инфраструктуры (кроме увеличенной нагрузки на ДОУ и школы) сказать достаточно трудно. Возвращаясь к ретроспективе вопроса проектирования жилища для семей с детьми: в 80-90-х годах по всей стране было развернуто движение МЖК. Для таких жилых объектов научно-исследовательскими институтами (ЦНИИЭП жилища и МНИ-ИТЭП) на основе прогностических исследований разрабатывались специальные программы-задания, учитывающие специфику проживания молодых семей (канд. архит. Н.В.Овсянникова и И.С. Генкина). В Москве были разработаны и утверждены ГлавАПУ Мосгорисполкома «Временные градостроительные нормы проектирования МЖК». В составе рекомендации и требований к проектированию подобных объектов включалось устройство колясочных при входах, комнат для временного пребывания детей, определенной структуры клубных и спортивных сооружений и др. Отдельные из перечисленных элементов включаются и в настоящее время в застройку жилых комплексов, но опять же по требованиям и усмотрению инвесторов. С другой стороны, проектирование узкоориентированного на потребности молодых семей жилища и объектов социальной структуры связано с комплексом заранее прогнозируемых проблем. Так, в состав МЖК загруженность объектов показала определенную временную пиковую нагрузку: нехватку мест в ДОУ в первые годы после заселения, далее соответственно через 6-7 лет пик нагрузки на общеобразовательные школы. С интервалом 15-20 лет со времени завершения строительства потребность в соответствующих местах в объектах нивелируется и снижается, как для обычных видов застройки. То есть вопросы проектирования объектов сети тесно связаны с вопросами вариативности их использования и, при необходимости, возможности перепрофилирования. Более развернутой стала и типология дошкольных и школьных зданий, что на практике позволяет тому же инвестору более точно подбирать состав элементов инфраструктуры, включаемой в жилую застройку.

Так, государственных и муниципальных детские дошкольные учреждения (МГСН 4.07-2005 «Детские дошкольные учреждения») могут проектироваться различной вместимости (от 220 и до 60 мест) с различными соотношениями детских групп, различной направленности. Кроме них, еще ДОУ «Домашний детский сад», имеющий пониженную численность детей в детских группах (по 10-12 детей), комплекс дошкольного воспитания (КДВ) с главным зданием Центра дошкольного воспитания (ЦЦВ) с методическим центром, помещениями общевоспитательного цикла, хозяйственного обслуживания, группами старших возрастов, групповые же отделения (ДОУ пониженной вместимость — 4-6 детских групп) могут предусматриваться как отдельно стоящими, так и встроенными в первые этажи жилых зданий. Появилась возможность формировать и новые, негосударственные дошкольные учреждения: малые ДОУ (0,5 - 3 группы) и малокомплектные ДОУ (на 1 –3 разновозрастные группы), в том числе проектируемые с учетом возможной централизации приготовления пищи и ее доставки в малые ДОУ; прогулочные группы и дежурные группы кратковременного присмотра, размещаемые на первых этажах многоквартирных жилых домов, а также «Семейный детский сад» - в квартирах многоэтажных жилых домов не выше 3-го этажа (СНиП 31-01 -2003 «Здания жилые многоквартирные»). Эти дошкольные учреждения предусматриваются только как негосударственные (немуниципальные) для применения в коттеджных поселках и многоквартирных жилых домах I категории комфорта в качестве дополнительных к официальной государственной муниципальной системе ДОУ. В настоящее время в столице функционирует 79 негосударственных образовательных учреждений. Большая часть из них не является детскими садами, а имеет группы для дошкольников в составе образовательного учреждения. В дошкольных группах НОУ воспитываются 3,6 тыс. детей, что составляет 1,3% от общего количества детей, охваченных разными формами дошкольного образования. В состав элементов номенклатуры образовательных государственных и муниципальных учреждений учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста может входить: начальная школа-детский сад; (в т.ч.тоже компенсирующего вида); прогимназия - с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития обучающихся.

 С.И. ЯХКИНД, кандидат архитектуры


«Строительство и Бизнес» № 7 ( 95 )  


От: Виноградова Марина





Похожие темы


----------------------------

   
Телефоны горячих линий
   Задолженность по налогам по ИНН          
МФЦ районов Москвы
  Задолженность по налогам по ИНН 

Отказ от ответственности