Опубликовано: Август 26, 2011

Школа будущего – образовательная среда с новой парадигмой

Сегодня уже ни для кого не секрет, что в школьной системе образования назревает революционная ситуация, когда низы не хотят, а верхи не могут жить по-старому. Положение, при котором дети не хотят идти в школу учиться, а учителя не могут больше применять старые принципы и методы обучения. В виду этого, многие страны всерьез задумываются над новой концепцией образовательной среды, чему способствуют экономические и культурные предпосылки.

Россия, также, окунулась в процесс реформации школьной системы образования, стараясь внести изменения, которые бы сделали школу, привлекательной и полезной в будущем для детей. Однако пока все потуги изменить школу: модернизация технического оснащения, внедрение инновационных технологий, усиление контроля и тому подобные нововведения, имеют мало ощутимый эффект.

На сегодняшний день школа – не является объектом просвещения, а учитель просветителем. Дети больше узнают информации, сидя дома пред монитором компьютера, в Интернете, включая телевизор и перелистывая до сотни каналов. Часто, подросток под давлением авторитета родителей оканчивает учебное заведение и поступает в университет, чтобы и там разочароваться в системе обучения, понимая, что ВУЗ – это та же школа, только тут тебя меньше контролируют. И выходит через 5 лет из образовательной среды, с облегченным вздохом, радуясь, что образование уже за плечами. А теперь, можно начать учиться профессии, на практике, в непосредственной близости от объекта познания. Возникает закономерный вопрос: «Почему раньше детей всё устраивало, а нынешнее поколение, не может учиться по старым принципам»? Ответ лежит в исторической плоскости. В ХІХ веке, в эпоху индустриализации, когда назрела ситуация всеобщего обучения, возникла идея создания общеобразовательной системы, по тем принципам и канонам, которые были приняты в обществе в ту эпоху. Школа стала источником знаний, которые были необходимы в расцвет промышленного бума и они действительно способствовали дальнейшему росту личности в то время. Сегодня ни для кого не секрет, что эпоха промышленного расцвета давно позади.



В обществе царит иная система взаимоотношений и ценностей. Следовательно, и школа, которая была одним из винтиков, в механизме индустриальной эпохи, должна претерпеть изменения, и гармонично влиться в новые постиндустриальные условия, в которых на первое место выходит личность с её профессиональным багажом и квалификацией, творческими предпосылками и умением креативно мыслить.

Еще одна проблема, с которой столкнулась сегодняшняя школа – это синдром гиперактивности и дефицита внимания учащихся. Однако если попробовать разобраться в причине невнимательности учеников на уроке, то сразу станет ясно, что заболевание это надуманное. Вообразите, сколько разных ярких, непохожих друг на друга, источников информации окружает современного ребёнка: компьютер, с его Интернет ресурсами, телевизор с множеством каналов, разнофункциональные гаджеты - и всё это одновременно становится источником информации с первых дней жизни малыша. А теперь, представьте это юное дарование, перед которым Юлий Цезарь, с его умением делать несколько дел одновременно, снял бы шляпу, приходит в школу, в надежде, что сейчас, также, красочно и увлекательно ему будут преподносить знания. А вместо этого - зеленая доска, и строгий учитель. Конечно, ребёнку становится скучно и неинтересно на уроке, он отвлекается и стремится домой, к своим «друзьям», которые полны тайн и загадок. Педагоги же в свою очередь, пытаясь усмирить ребёнка, начинают тормозить его активность и повышать внимание разными методами, применяя наказание за невнимательность и пичкая лекарствами. Обучать детей легче, когда их чувства притуплены, и находятся под, своего рода, анестезией. В этом заключается ошибка многих педагогов, и пережиток самой системы образования. Пытаясь «мерить дюйм на свой аршин», учителя заходят в образовательный тупик, а ученики теряют доверие к педагогам. Таким образом, ситуация, в которой находится современное образование, требует кардинальных перемен, соответствующих новому времени.

Современная школа, в которой сохранены все атрибуты индустриальной эпохи: уроки от звонка до звонка, деление учеников по возрастному критерию на классы, обучение детей «пачками», единые экзамены, по единым программам, нуждается в смене парадигмы образования.

В доказательство этому, учеными было проведёно исследование дивергентного мышления, которое определяется, как умение видеть множество ответов на один вопрос, интерпретировать один и тот же вопрос в нескольких вариантах, умение мыслить не только линейно. Участниками эксперимента были дети детсадовского возраста. По окончанию эксперимента 98% детей оказались гениями дивергентного мышления. Через 5 лет, с этими же детьми, был поставлен тот же эксперимент, с той же целью. Количество гениев дивергентного мышления, в группе от 8-10 лет, сократилось в два раза и составило 50%. Еще через 5 лет эксперимент повторили в третий раз, с той же группой детей, и результат приблизился к нулю: в возрасте 13-15 лет среди детей не оказалось гениев дивергентного мышления. Таким образом, когда мы полагаем, что с возрастом становимся умнее, на самом деле увеличивается лишь багаж знаний, тогда как наши способности ухудшаются. И в этом нет вины учителей, причина в самой системе образования, в её принципах и структуре.

Таким образом, задача школы будущего посмотреть иначе на человеческие способности, изменить саму концепцию образования, то есть:

  1. отойти от академичности и энциклопедичности знаний;
  2. уйти от классно-урочной системы преподавания, обучение должно происходить в коллективе. Совместная деятельность – вот залог внутреннего роста, разделяя детей, мы нарушаем их природную среду образования;
  3. изменить структуру школьного обустройства, и соответственно воспитать поколение учителей, с новым видением образовательных потребностей детей.

В заключение хочется сказать: реформа образования нуждается не в «косметическом ремонте», а в смене парадигмы образовательной среды. И вспомнить слова философа и теолога Рейнхольда Нибура: «Боже, дай мне спокойствие, чтобы принять то, что я не могу изменить, мужество, чтобы изменить то, что я могу, и мудрость, чтобы отличить одно от другого».




От: Irina_Pyzhevskaya ,  



Внимание! Информация могла устареть!

Москва вошла в топ-7 самых умных городов мира




Похожие темы:

Это будет интересно почитать в разделах нашего сайта:

Проблемы экологии г. Москвы (в т. ч. утилизации и вывоза мусора, зеленых насаждений и прочего) >>

Организации социальной сферы Западного административного округа (в т. ч. МФЦ) >>

За что можно и за что нельзя сдавать деньги в школе >>

Куда пойти с ребёнком в Москве? >>
 
   
Телефоны горячих линий
Задолженность по налогам по ИНН
Аптеки Москвы
Задолженность по налогам по ИНН

Отказ от ответственности