Опубликовано: Октябрь 4, 2011

Новые направления идеологии московского градостроительства.

Московское правительство рассмотрело на заседании проект новой государственной программы под названием «Градостроительная политика на 2012-2016 годы». Как заявил С. Собянин, эта программа направлена на решение вопросов, затрагивающих нормативно-правовую базу градостроительства в столице.

Мэр особенно подчеркнул принципиальность данных вопросов для градостроительной деятельности в Москве. Они включают в себя актуализацию Генерального плана развития города, разработку планов реорганизации промышленных зон и прочих территорий, использование которых ведётся нерационально, подготовку предложений, касающихся отраслевых схем размещения транспортных объектов, а также объектов здравоохранения, торговли, образования и других.

Как отметил в ходе выступления Сергей Собянин, суть рассматриваемой программы заключается в обеспечении взаимодействия с другими государственными программами под эгидой единой политики в области градостроительства.

В рамках представления программы Сергей Левкин, руководитель Департамента по градостроительной политике сделал акцент на том, что в градостроительной политике Москвы должны быть учтены её три важнейшие функции. Во-первых, это функция столицы Российской Федерации и центра московской агломерации. Во-вторых, Москва выполняет функцию крупного финансово-экономического центра, в котором необходимо создать и поддерживать привлекательный инвестиционный климат. И, в-третьих, Москва - это центр, имеющий колоссальное культурно-историческое, научно-образовательное, туристическое и спортивное значение. Чтобы Москва могла эффективно выполнять данные функции, нужно произвести увязку планов по социально-экономическому развитию города и развитию градостроительства на уровне города, области и всего Центрального федерального округа.

Говоря о положении в Москве, Левкин заостряет внимание на том, что само качество городской среды снижается. Причины этого во многом связаны с транспортными проблемами, которые возникают из-за того, что город имеет моноцентрическую радиально-кольцевую структуру, из-за того наблюдается отставание развития общественного транспорта и дорожной сети, из-за того, что усиливается миграция, обусловленная дисбалансом между расположением мест работы и мест жительства.

Также вопиющим остаётся вопрос о диспропорции между жилыми массивами и объектами социальной сферы. Объекты коммунального хозяйства, жилищный фонд и прочая инфраструктура значительно изношены. Переуплотнённая застройка стала результатом дефицита территориального ресурса столицы, не дающего возможностей для развития градостроительства. Более того, до 7,8 га производственных участков нуждаются в реорганизации, поскольку лишь половина из этих территорий используются в соответствии с их назначением. Кроме этого существует спектр других проблем, таких как развитие подземного пространства, территорий, предназначенных для рекреации, общественных территорий и др. Усугубление проблем в сфере градостроительной деятельности может вдобавок возникнуть из-за ранее заключённых инвестиционных контрактов, требующих трудоёмкого анализа и принятия решений.

Справиться со всем объёмом упомянутых проблем должна помочь разработанная госпрограмма по градостроительной политике. Она будет координировать программы других отраслей, таких как, допустим капитальное строительство, аккумулировать результаты, чтобы эффективно работать на перспективу, определяя для этого соответствующие приоритеты. В целом, главной целью программы является формирование такой городской среды, которая будет благоприятной для жизнедеятельности.

На основании вышеизложенного представляющий доклад С.Левкин сформулировал основные задачи, на решение которых направлена программа: 1) утверждение определённых приоритетов в области градостроительства с учётом того, что Москва является столицей, а также главой Центрального региона, центром культурной деятельности и таких отраслей, как финансовая, научная, образовательная и др.; 2) сохранение облика города как историко-архитектурного памятника и комплексное благоустройство городских территорий; 3) создание благоприятного инвестиционного климата; 4) модернизация самой системы градостроительства в Москве путём совершенствования территориального планирования, планировки площадей, зонирования, архитектурного проектирования и непосредственно строительства; 5) обеспечение опережения развития сети улиц, дорог и общественного транспорта.

Описывая особенности целевых индикаторов и показателей программы, С. Левкин сообщил, что они берут начало из других госпрограмм и характеризуются комплексным и интегральным подходом. В них отражен уровень повышения комфортности московской городской среды, выполнение госпрограмм других отраслей, затрагивающих капитальное строительство, улучшение градостроительства в столице. При реализации данной программы должны возрасти показатели обеспечения населения объектами транспортной и социальной инфраструктуры, должна измениться к лучшему экологическая ситуации в Москве, должны сформироваться необходимые для перехода к полицентрической структуре предпосылки. Осуществлению сбалансированного развития столицы будет способствовать адресная программа инвестиций.

В рамках представления программы Левкин также упомянул о десяти подпрограммах, направленных на решение сформулированных задач. Первая подпрограмма включает в себя разработку базовых положений градостроительной политики, на основе которых будет производиться согласование разработок и осуществления госпрограмм. В результате будут реализованы программы строительства во всех отраслях за счёт московского бюджета, причём они будут увязаны по времени и необходимым ресурсам. Данная подпрограмма для выполнения требует 8,9 млрд. рублей.

Вторая подпрограмма посвящена взаимоувязке развития Москвы и области. Результатом выполнения этой подпрограммы будет скоординированное развитие этих субъектов Российской Федерации, согласованное ведение работ в сфере обеспечения этого развития, включая соответствующие мероприятия с интеграцией в них программы адресных инвестиций. Садоводческие товарищества будут и дальше обеспечиваться транспортной инфраструктурой и инженерными сооружениями. Запланированная финансовая поддержка этой подпрограммы составляет около 6 млрд. рублей.

Третья подпрограмма направлена на всестороннее обустройство архитектурно-исторического центра, реновацию, реконструкцию и реорганизацию территорий города, а также комплексную застройку периферийных районов города. Это одна из важнейших подпрограмм, результаты которой отразятся на благоустроенности исторической части Москвы, развитии периферии и срединных районов, реорганизации промзон. Комплексное развитие  территорий отдельных префектур увенчается постройкой недостающих объектов. Объем финансового сопровождения подпрограммы большой - порядка 27 млрд. рублей.

Ответственность за четвёртую подпрограмму возложена на структуры Департамента экономической политики и развития Москвы. Сама подпрограмма включает в себя создание экономических механизмов для осуществления курса градостроительной политики и обеспечение благоприятности климата в сфере инвестиций. Объём необходимого финансирования составляет 1,2 млрд. рублей.

Пятая подпрограмма связана с нормативно-правовым и нормативно-техническим обеспечением градостроительства, в том числе и с мероприятиями, облегчающими преодоление административных барьеров. Ожидаемые результаты от выполнения подпрограммы включают в себя актуализацию базовых вопросов нормативно-правового и нормативно-технического регулирования. Высокую важность оптимизации процесса получения разрешения на строительство разработки и внедрения новой смет-нормативной базы ценообразования, капремонта, реконструкции и строительной деятельности подчеркнул докладчик С. Левкин. Обеспечить выполнение данной подпрограммы планируется финансированием в объеме 3,5 млрд. рублей.

Следующая, шестая подпрограмма направления на усовершенствование комплекса планирования градостроительства и проектировочной деятельности в столице. Подпрограмма разработана специалистами из Москомархитектуры. В рамках полпрограммы планируется актуализировать Генплан Москвы, оптимизировать Правила землепользования застройки, подготовить программу регулирования застройки территорий, присоединяемых к Москве, разработать документы по территориальному планированию, по территориальным и отраслевым схемам, спроектировать планировку в соответствии с планами развития города. В подпрограмме предусмотрены специальные мероприятия на присоединяемых к столице территориях, включающие комплексные подготовительные работы. Эти мероприятия, возможно, будут выделены как отдельная подпрограмма после проведения и подведения итогов международного конкурса по разработки концепции развития этих территорий. В целом шестая подпрограмма требует финансирования в объёме 8,9 млрд. рублей, хотя возможно, что мероприятия по обустройству присоединяемых территорий потребуют отдельного насыщенного финансирования.

Седьмая подпрограмма сфокусирована на инновациях в развитии строительства. В подпрограмме планируется поддержка организаций, связанных со строительным комплексом и стройиндустрией, а также обеспечение мер по переходу на инновационный путь при выпуске продукции для градостроительства. Одно из мероприятий подпрограммы напрямую затрагивает энергосберегающее домостроительство. Докладчик отметил, что это одно из основных направлений подпрограммы. Финансирование, необходимое для её обеспечения составляет порядка 1,2 млрд. рублей.

Восьмая подпрограмма - это комплекс мероприятий по обеспечению градостроительства научно-методологическими и информационно-аналитическими разработками. Результат проведения мероприятий подпрограммы будет заключаться в организации в градостроительном комплексе аналитического центра. Он должен будет консолидировать информационные потоки, связанные с градостроительством, чтобы решения в этой сфере были своевременны и верны. Объём финансовых затрат на подпрограмму составит 3,8 млрд. рублей.

Девятая подпрограмма затрагивает подготовительные работы по проведению спортивных соревнований на территории Москвы. Своим участием в рамках программы данная подпрограмма обязана решений самого мэра С. Собянина. Основными мероприятиями её станут мероприятия, связанные с подготовкой  проведения мирового чемпионата по футболу в 2018 году. Пока на эту подпрограмму запланировано только внебюджетное финансирование, но при дальнейшей разработке планируется насыщение её средствами из бюджетных источников. В результате осуществления подпрограммы должен появиться слаженный инфраструктурный комплекс для организации и обеспечения спортивных мероприятий.

Последняя подпрограмма нацелена на формирование целостного информационного пространства Москвы. Выделение данной подпрограммы было осуществлено также по инициативе мэра. Разработкой же она обязана всё тому же Москомархитектуры. Результат выполнения подпрограммы будет заключаться в актуализации информационных ресурсов и результатов разработки картографического основания.

Целиком программа «Градостроительная политика» потребует на проведение 63,6 млрд. рублей. Данный объём финансирования согласован с Департаментами финансов и экономической политики. Как подчеркнул Сергей Левкин, финансовые параметры программы подлежат дальнейшему уточнению, особенно это касается мероприятий на новых присоединяемых к Москве территориях. В целом же программа прошла согласование на публичном обсуждении, и был произведён учёт предложений и замечаний. На публичном уровне было согласованы вопросы финансово-ресурсного обеспечения. Доработка программы в ближайшем будущем будет направлена на согласование с другими органами. Оптимальный срок для доработки, по предложению Сергея Собянина, должен составить одну неделю.

Кроме того, мэр сугубо отметил, что само развитие программы и фактическое формирование обширной агломерации вокруг Москвы (а это уже территория, на которой проживают 18 млн. чел) требует создание новой концепции развития столичной территории. Вдобавок Собянин предложил организовать проведение конкурса на разработку данной концепции, цельной новой идеологии развития московской агломерации. В основу проектов,  по мнению мэра, должен быть заложен принцип введения полицентрического развития, а также формирование отдельных новых финансовых, научных, образовательных, медицинских и других центров. Кроме этого отдельное внимание московский градоначальник уделил необходимости создания порядка ста парковых зон, включая несколько мегапраков, которые буду иметь национальное значение.





Похожие темы


----------------------------

   
Пенсионные вклады
История подержанного авто
Какие документы нужны в ЗАГС

Отказ от ответственности