Опубликовано: Ноябрь 28, 2009

Мы в ответе за тех, кого воспитали

«Мы в ответе за тех, кого приручили» - эта формула, выведенная французским классиком Антуаном де Сент-Экзюпери, верна и по сей день. Можно сказать и по-другому: «Мы в ответе за тех, кого воспитали». Не бывает трудных детей и подростков – бывает неправильное воспитание. И причины девиантного (отклоняющегося) поведения ребенка порой следует искать не в нем самом, а в отношениях в его собственной семье.

19 апреля в рамках заседания Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДН и ЗП) района Митино прошел семинар для социальных педагогов учебных заведений района, который был посвящен вопросам профилактической работы с семьей и детьми группы риска. Во встрече с социальными педагогами приняли участие члены КДН и ЗП Митино, специалисты-психологи, представители Центра психолого-медико-социального сопровождения «Митино», межрайонного Центра «Дети улиц» и Центра социальной помощи семье и детям «Благополучие», отдела «Митинский» Центра занятости населения СЗАО, отделения по делам несовершеннолетних ОВД района Митино.

В начале семинара руководитель муниципалитета «Митино» Д.Ю. Соколов отметил необходимость подобных встреч. «Проблема трудных подростков – одна из самых актуальных в современной жизни. При этом складывается впечатление, что в обществе отсутствуют возможности для конструктивного диалога. К примеру, в средствах массовой информации темы, посвященные детям группы риска, подаются в неверном ключе, в намеренно негативном, искаженном виде. Наблюдается нагнетание ситуации, смакование неприглядных подробностей. Это, я считаю, неправильный подход, который в конечном счете отрицательно сказывается на психике детей. Нам необходимо совершенно иное – познавательное обсуждение. Наша встреча является попыткой реализовать метод, основанный на плодотворном взаимодействии комиссии и образовательных учреждений», - заявил Д.Ю. Соколов.

Как подчеркнула заместитель руководителя муниципалитета, председатель КДН и ЗП Е.В. Романова, главной целью семинара действительно является обсуждение конкретных, важных вопросов. По ее словам, очень часто такие встречи становятся некоей формальностью, но в данном случае заинтересованность в семинаре проявили сами социальные педагоги, которые в школах очень часто сталкиваются с проблемами трудных детей, но не обладают достаточными навыками, чтобы их разрешить. И помощь специалистов им просто необходима.

Поэтому выступление на семинаре доцента кафедры социальной педагогики Московского гуманитарного педагогического института Ю.В Корчагиной, посвященное профилактике и коррекции девиантного поведения детей и подростков, стало особенно интересным и полезным. Ю.В. Корчагина является, к тому же, сотрудником Отделения социально-психологической помощи детям и подросткам при наркологическом диспансере № 3 – и теоретическая информация подкреплялась фактами из ее практического опыта.

Главной мыслью специалиста было то, что девиантное поведение подростка может быть обусловлено самыми разными причинами. Как показывает практика, никогда не следует упрощать проблему, подходить к ней схематично, умозрительно. И любая теоретическая заготовка может оказаться бессильной в решении проблемы. То, что может подойти одному ребенку, совершенно не годится для другого. Поэтому очень важно докопаться до самой сути проблемы, проанализировать ситуацию со всех сторон, чтобы сложилась четкая картина происходящего.

Психологи различают четыре вида девиантного поведения: агрессивное, делинкветное (желание совершить проступок, провиниться), суицидальное и зависимое (от алкоголя, наркотиков, компьютерных игр). При этом каждое может быть обусловлено разными факторами: либо биологическими, либо фактором личностных особенностей ребенка, либо семейными взаимоотношениями, либо отношениями с социальным окружением.

Например, очень интересен биологический фактор. Оказывается, в организме человека могут попросту отсутствовать вещества, отвечающие за позитивные эмоции; его депрессия обусловлена биохимическими причинами. Поэтому и избавить его от депрессии невозможно, просто посоветовав, к примеру, «погулять на солнышке».

Как отметила Ю.В. Корчагина, определив истинную причину девиантного поведения подростка, гораздо легче найти метод решения проблемы. К примеру, не так давно в отделение пришла мать с жалобой на необъяснимое агрессивное поведение дочери. Первоначальный анализ ничего не дал – и семейный уровень, и уровень социального окружения были в норме. И только затем выяснилось, что у девочки недавно начали выпадать волосы, вследствие наследственного заболевания она потеряла косу. Это и стало причиной психотравмы, вылившейся в агрессию. Кстати, если у взрослого человека депрессия проявляется как чувство опустошенности и угнетения, то у детей, наоборот, – в виде агрессивного поведения.

Или еще один пример, показывающий, чем может быть вызвана агрессия. Поступила жалоба из школы: два брата младшего школьного возраста все время дерутся - это беспокоило и их родителей. После тщательного анализа ситуации выяснилось: все члены семьи дома существуют обособленно – мать с отцом в одном углу, бабушка с дедушкой в другом. И дети предоставлены сами себе. Но, как только они начинают друг с другом драться, все домашние сразу же прибегают к ним. То есть причиной их агрессии был недостаток внимания. Поэтому и в школе они по привычке использовали ту же модель поведения.

Вообще, очень многое идет от семьи, специалисты в первую очередь советуют обращать внимание именно на фактор семейных взаимоотношений. Иногда говорят: «Такие хорошие родители, а ребенок груб, агрессивен, плохо воспитан». На самом деле причины не всегда заметны, но они есть, и их необходимо выявить.

Как раз теме системной семейной психотерапии было посвящено выступление еще одного специалиста, педагога-психолога Центра психолого-медико-социального сопровождения «Митино» Е.П. Смертиной. «Все счастливые семьи похожи друг на друга, все несчастливые несчастливы по-своему», - знаем мы из классики. Но чем отличается счастливая семья от несчастливой? Оказывается, существуют типичные признаки. Например, в счастливой семье у каждого ее члена есть свое внутреннее пространство, но при этом двери в комнатах днем чаще всего открыты. В такой семье привыкли делиться чувствами друг с другом - как положительными, так и отрицательными. В несчастливой семье каждый живет обособленно, находясь за закрытыми дверями комнат, – такая семья нечасто бывает в гостях и сама редко принимает гостей. В счастливой семье родители обращаются друг к другу напрямую, а в несчастливой могут использовать для этого ребенка. В счастливой семье есть общие цели в жизни, совместные планы на будущее, а в несчастливой их нет.

Ближе к концу семинара на первый план вышли вопросы взаимодействия образовательных учреждений как с комиссией в целом, там и с отдельными организациями, занимающимися проблемами детей и подростков в Митино. Как было отмечено в итоге, собираться надо как можно чаще. Работа с детьми – непростая, она требует от педагога и знаний, и опыта. И поверхностное отношение к проблемам младших поколений может обойтись очень дорого.

Олжас ЖАНАЙДАРОВ
Светлана БУРТ

 Митинская панорама, май 2007

От: Максимова Ольга





1604 просмотров

Похожие темы


----------------------------

- Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.

Отказ от ответственности