Опубликовано: Октябрь 17, 2013

Учеба в условиях давления: роль минералокортикоидных рецепторов

Когда бы нам ни приходилось усваивать новую информацию в стрессовых условиях, наш мозг старается применять бессознательные (а не сознательные) процессы обучения. Нейробиологи Университета Бохума (Германия) обнаружили, что переход от сознательной к бессознательной системе обучения осуществляется посредством действия минералокортикоидных рецепторов. Эти рецепторы активируются гормонами, освобождаемыми корковой корой надпочечника в ответ на стресс. Команда исследователей под руководством доктора Ларса Шваба из Института Когнитивной Нейробиологии в сотрудничестве с коллегами из отделения неврологии университетской клиники Бергманншайля пишет о своем исследовании в журнале «Биологическая Психиатрия».

Прогноз погоды в условиях стресса

Ученые их Бохума провели обследование 80-ти субъектов, половине из которых был предписан препарат, блокирующий минералокортикоидные рецепторы мозга. Остальные участники принимали плацебо. По двадцать участников из каждой группы были подвергнуты стрессовому опыту. Впоследствии все участники прошли тест на обучение, так называемое задание по предсказанию погоды. Субъектам демонстрировались игровые карты с разными символами. Задание состояло в том, чтобы выучить комбинации карт, обозначающие дождь и солнечную погоду. Для определения соответствующей активности мозга исследователи использовали магнитно-резонансную томографию (МРТ).

Обучение сознательное/бессознательное

Существует два способа справиться с тестом на предсказание погоды. Некоторые субъекты пытались сознательно сформулировать правило, дающее возможность спрогнозировать дождь или солнце. Другие приспособились к бессознательному формированию правильного ответа, повинуясь чувству в кишечнике. Команда Ларса Швабе в августе 2012 года продемонстрировала, что в условиях стресса мозг отдает предпочтение бессознательному обучению. «Данный переход к другой системе запоминания происходит автоматически», говорит Швабе. «Такая реакция организма имеет определенный смысл. Эффективность обучения, таким образом, остается высокой даже при психологическом давлении». Тем не менее, данный процесс характерен лишь при наличии нормально функционирующих минералокортикоидных рецепторов. Если их блокировать при помощи препарата «Спиронолактон», обращение к бессознательной стратегии запоминания происходит не так часто, что и выражается в форме менее успешного обучения.

Эффект заметен в контексте активности мозга

Данный эффект был зафиксирован в данных МРТ. Обычно, стресс меняет направление активности мозга от гиппокампа (структура сознательного обучения) к спинной стриатуме, ответственной за бессознательное восприятие данных. Как бы то ни было, стрессовое влияние имело место быть лишь в группе участников, принимавших плацебо, а не среди субъектов, принимавших блокатор минералокортикоидных рецепторов. Поэтому следует говорить, что данные рецепторы играют жизненно важную роль в приспособлении мозга к стрессовым ситуациям.


От: Свистунович Р.М.





Похожие темы


----------------------------

   
Пенсионные вклады
История подержанного авто
Какие документы нужны в ЗАГС

Отказ от ответственности