Опубликовано: Март 24, 2009

Капремонт: второй старт

С 75 марта в Москве стартовала программа капремонта – 2009. До 2014 года в столице планируется капитально отремонтировать около 105 миллионов квадратных метров жилья, построенного до 1991 года. В прошлом году согласно городской программе отремонтировано более 1660 жилых строений, в 2009 году ремонт ждет 56 миллионов «квадратов» жилья, а всего до 2014 года будет приведено в порядок 13 800 домов. Увы, в 2008 году далеко не все из 370 подрядных организаций работали на совесть – только с мая по октябрь прошлого года от москвичей поступило более 2,5 тысячи обращений, связанных с некачественным ремонтом. Как город определился с подрядчиками в нынешнем году?

 

Об итогах прошедших торгов по выбору подрядных организаций рассказывает руководитель столичного Департамента капитального ремонта жилищного фонда Артур КЕСКИНОВ.

– Артур Львович, прежде чем говорить об аукционах, зададим главный вопрос: не будут ли вноситься в городскую программу капитального ремонта жилья какие-то коррективы, связанные с кризисом?

– Коррективы вносятся, но выполнение плановых показателей в любом случае остается для нас главным. Вы знаете, что речь идет именно о комплексном, а не о выборочном капремонте, и здесь объемы финансирования в Москве сопоставимы с объемами финансирования этой работы в целом по стране. Без преувеличения, речь идет о колоссальных объемах, но даже несмотря на кризис, московские власти не отказались от полноценной реализации принятой в 2007 году и рассчитанной до 2014 года семилетней программы комплексного капитального ремонта жилья.

– В нынешнем году предстоит вложить немало средств, чтобы обеспечить полноценный капитальный ремонт. Судя по всему, заложенные в программу средства будут выделены в полном объеме?

– Согласно программе на 2009 год, речь идет о 50 миллиардах рублей. Эти деньги пойдут на модернизацию газового хозяйства объектов капитального ремонта, модернизацию и замену 400 лифтов, выполнение обязательств 2008 года по 600 домам, где не было комплексного капитального ремонта, и на работы по 600 домам, вошедшим в программу 2009 года. Напомню, что сегодня мы говорим уже не о выборочном, а только о комплексном капитальном ремонте.

– Если речь идет о таких больших средствах, то город, без сомнения, заинтересован в рачительном расходовании этих средств. И здесь крайне важен правильный выбор подрядных организаций, чтобы не повторялись печальные истории прошлого года, когда городу пришлось столкнуться и с примерами недобросовестной работы некоторых подрядчиков. Как шел отбор под рядчиков на аукционах 2009 года?

– Сразу скажу: от услуг недобросовестных фирм город отказался и впредь с подобными подрядчиками работать не будет. Я не стану рассуждать о несовершенстве пресловутого 94-го федерального закона. Конкурсные премудрости мы постигаем на практике. И если в прошлом году в конкурсе участвовали организации, которые «просто хотели посмотреть, что получится», а потом оказалось, что у многих не хватило ни сил, ни опыта, ни мощностей для выполнения полноценного капитального ремонта, то в 2009 году мы куда более строго подходим к отбору подрядных организаций. Понятно, что на такие конкурсы приходит немало фирм, ведь это верные деньги и гарантированные объемы работ. В условиях кризиса это особенно важно. Но, еще раз подчеркну, город не допустит к этой работе случайные компании. Сегодня мы добились того, что при проведе¬нии конкурса на объект с объемом работ более чем на 50 миллионов рублей перед конкурсантами выставляются дополнительные требования. Еще в 2008 году мы отказались от страховых взносов, и сейчас желающие участвовать в конкурсе платят «живые» деньги. Это немалые суммы, ведь речь идет о пяти процентах от всей суммы капитального ремонта в конкретном доме. А тут может быть и 150, и 200 миллионов рублей. Понятно, что случайным фирмам здесь уже делать нечего, и это отсекает от участия в конкурсе заведомо недобросовестных участников. Наконец, мы не выставляем лоты «всем скопом», каждый лот разыгрывается отдельно. Это увеличивает число участников аукциона, а значит, дает городу и больший простор для выбора подрядчиков, и огромную экономию средств московского бюджета. Я не сомневаюсь в том, что ужесточение конкурсных требований приведет к тому, что у нас останутся только серьезные компании, настроенные на нормальную работу и безусловное выполнение плановых показателей в срок и качественно.

– Итак, «вводный курс» по капитальному ремонту жилья Москва уже прошла в 2008 году?

– Да, и здесь я бы хотел выразить особую благодарность средствам массовой информации, многое сделавшим для разъяснения целей и механизма программы капитального ремонта жилья в столице. Мне приходится отвечать на вопросы, поступающие к нам по «горячей линии», и сейчас эти вопросы стали куда конкретнее и, я бы сказал, квалифицированнее.

Сейчас, когда состоялись практически все аукционы, можно сравнить их результаты с результатами торгов, состоявшихся в прошлом году?

– Уже состоялись почти все аукционы, «неразобранными» пока остались лишь работы на сумму 0,5 миллиарда рублей, но и это дело ближайшего будущего. Отличий действительно хватает. Так, в 2008 году было в среднем по два участника торгов на один дом, сейчас же на каждый выставленный на торги предназначенный к ремонту дом приходилось уже по четыре участника. Это сказывается и на снижении цены капитального ремонта. Так, если в 2008 году снижение в среднем составляло 5,4 процента, то в нынешнем году эта цифра достигла уже 13,5 процента по каждому дому. Кроме того, на рынке капитального ремонта жилья в Москве появилось немало новых участников. Наряду с московскими и подмосковными компаниями, это фирмы из Белоруссии, из российских регионов, из Санкт-Петербурга, Оренбурга, Тамбова, Курска, Брянска, Тулы.

– Московские предприятия от этого «прихода со стороны» не страдают?

– У московских предприятий остается более 80 процентов объема всех работ по капитальному ремонту. Конечно, город заинтересован прежде в том, чтобы не оставить без заказов столичные предприятия, – это ведь и налогооблагаемая база, и сохранение рабочих мест, и гарантированная загруженность городскими заказами. Разумеется, Москве выгодно, чтобы в этой работе участвовали прежде всего наши столичные компании. Но мы обязаны действовать в рамках закона и придерживаться конкурсных требований. И город пошел по пути не лоббирования своих предприятий – мы просто выставили очень определенные стандарты, которым должны соответствовать участвующие в конкурсе потенциальные подрядчики. Это вполне рыночный механизм отбора подрядных организаций, никакой дискриминации в отношении немосковских компаний тут нет. Скажем, наши белорусские коллеги очень добросовестно и качественно работают, они уже успели зарекомендовать себя в этом сегменте рынка. Почему же Москва должна отказываться от их услуг?

– Иными словами, «ели предприятие работает по высоким стандартам, значит, город будет заключать контракты с таким предприятием, независимо, так сказать, от «географии»?

– Совершенно верно. Вот у нас есть, например, московское ОАО «Сантехпром», они выпускают очень качественное, соответствующее европейским аналогам, оборудование. В год это предприятие производит до миллиона отопительных приборов, более 200 тысяч отопительных приборов Сантехпром поставил на московский рынок капитального ремонта, а это продукции на полмиллиарда рублей. Выгодно это городу? Несомненно! Сантехпром не только обеспечил себя заказами и не только сохранил 800 рабочих мест, но и смог увеличить их количество! Согласитесь, в условиях кризиса это жизненно важно.

– Артур Львович, и все-таки, как конкретно город обеспечивает контроль над качеством капитального ремонта жилья? Есть какие-то четкие механизмы такого контроля?

– Да, такой механизм есть, и я не сомневаюсь в том, что с точки зрения контроля над всеми выполняемыми работами этот год будет по-настоящему эффективным. Откуда такая уверенность? Сейчас мы практически добились того, чтобы отремонтированный дом принимали в том числе и уполномоченные от жителей, и эксплуатирующие организации. Наверное, никому не надо доказывать, что в таком случае никакие недоделки ремонтников уже не останутся незамеченными. А подрядным организациям становится экономически невыгодно плохо работать, ведь здесь авансов нет, и город платит подрядчикам деньги только после завершения и приемки работ.

– В 2008 году в Москве было капитально отремонтировано 1640 жилых домов, построенных до 1991 года. В этом году объемы работ заметно увеличились?

– Судите сами. Нам предстоит комплексный капитальный ремонт 600 домов, «перешедших» с 2008 года, плюс 534 дома, включенных в программу 2009 года. Речь, разумеется, идет только о комплексном капитальном ремонте. Затраты здесь заметно повышаются по сравнению с выборочным ремонтом: если в 2008 году ремонт одного квадратного метра жилья обходился в 2140 рублей, то в 2009 году на это потребуется уже 4500 рублей. «Прошлогодние» дома забыты не будут. В декабре прошлого года мы сдали 92 таких дома, 160 домов сданы в феврале. В течение 2010 -2011 года таких «хвостов» в Москве не останется. Конечно, это не очень удобно для жителей, но ведь для них эта работа и делается.

– Артур Львович, если не секрет, можно ли говорить о каком-то сознательном демпинге некоторых участников кон курса на проведение капитального ремонта жилья?

– Вы имеете в виду снижение цен по сравнению со стартовыми ценами на выставленные лоты? Секрета тут никакого нет. Мы пока не анализировали эту ситуацию, но могу сказать, что в подавляющем большинстве в конкурсах участвовали добросовестные подрядчики. Да, их привлекает возможность получить гарантированный городской заказ и деньги. Но ведь эти деньги они получат только после приемки городом их работы. Так что любителям «срубить деньги по-легкому» здесь просто нечего делать. Серьезные фирмы действительно идут на некоторое снижение цены, но ведь у них и задача сложнейшая – сохранить рабочие места в условиях кризиса, тут уже не до сверхприбылей. Особенно это касается региональных организаций, ведь в регионах ситуация в ремонтно-строительном сегменте рынка куда тяжелее, чем у нас в Москве.

– А как обстоит дело с участием малого бизнеса в программе капитального ремонта? У малых предприятий есть шанс потягаться на конкурсе с крупными организациями?

– Я не любитель прогнозов, но скажу, что в рамках существующего правового поля город поддерживал и будет поддерживать малые предприятия. Многие из них уже работают в сфере капитального ремонта, теперь их будет еще больше. Да, мы во многом искусственно создаем для них условия развития. Но это ведь уже не только экономический, это еще и социальный вопрос, особенно если учесть, что с малым бизнесом в Москве так или иначе связан каждый третий горожанин. Кстати, 24 марта мы собираем в префектуре ЦАО руководителей 234 предприятий, выигравших конкурсы. Будут здесь и руководители малых предприятий. Мы пригласили на эту презентацию руководителя столичного Департамента поддержки и развития малого предпринимательства Михаила Вышегородцева, чтобы он рассказал о том, какие конкретные меры по поддержке малого бизнеса принимает сегодня правительство Москвы. Могу сказать, что до 30 процентов всех объемов работ на рынке капитального строительства жилья в столице могут получить представители малого бизнеса. Это и будет реальная поддержка реального сектора экономики в кризисные времена.

При проведении капитального ремонта в нынешнем Году равных возможностей будет обращаться особое внимание на обеспечение комфорта, например, для инвалидов-колясочников?

– Разумеется, мы не забываем о работе, связанной с созданием безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями. В рамках программы комплексного капитального ремонта мы определились с числом инвалидов-колясочников в каждом ремонтируемом доме. Уже поставлено 32 подъемника, а это означает, что одна третья часть от всего количества инвалидов-колясочников в домах, попавших в программу, уже обеспечена такими приспособлениями. Расширение лифтов там, где это позволяют конструктивные особенности домов, оборудование подъездов пандусами – все это мы будем делать и впредь. Здесь многое зависит от решения собрания жителей дома, в котором, скажем, проживает один инвалид-колясочник.

– Появление новых товариществ собственников жилья помогает в работе по капитальному ремонту жилья?

– Несомненно, это большой плюс. Сегодня реализация всех наших программ облегчается именно там, где создаются ТСЖ. Это зона ответственности административных округов, и они свою работу сделали. Мы получили из префектур списки домов, где есть ТСЖ, списки председателей этих товариществ. Это упрощает работу с жителями, нам куда легче информировать людей о порядке и сроках выполнения работ по комплексному капитальному ремонту.

– Сколько новых организаций пришло на рынок капитального ремонта в Москве и сколько здесь осталось подрядчиков, работавших в прошлом году?

– Сейчас, после конкурсов, у нас оказалось немало организаций, не работавших в 2008 году, это более сорока процентов от всего количества победителей конкурсов. Но это серьезные организации, прошедшие через жесткое конкурсное «сито». Лоббирование каких-то компаний сейчас исключено, все решается на конкурсах, и это справедливо. Соотношение цены и качества работы – вот главный критерий, которым руководствуется город при выборе подрядчиков. Наша задача – сделать эти конкурсы прозрачными и максимально открытыми, привлекать прессу для регулярного освещения работы в этом направлении, вообще всей работы, связанной с капитальным ремонтом жилья в столице. Тогда и доверия москвичей к нашей работе будет больше.

Григорий Саркисов

Тверская, 13, 24 марта 2009 г.


От: Максимова Ольга





2434 просмотров

Похожие темы


----------------------------

- Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя:
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.

Отказ от ответственности