Опубликовано: Ноябрь 12, 2016

Ио­ан­но-Пред­те­ченс­кий монастырь

Из Старосадского переулка открывается прекрасный вид на величественные башни Ивановского монастыря. Его соборная церковь освящена во имя Усекновения Главы св. Иоанна Предтечи, отчего и пошло название монастыря.

Монастырь расположен на высоком холме, который огибает Солянка - старинный путь во Владимир и Рязань. Местность эта издревле принадлежала великокняжескому дому, на этой земле находились загородный княжий двор и сады, от которых закрепилось именование храмов и монастырей, основанных здесь - «в Старых Садах». Ивановская обитель была основана как ружная. Построенная на государевой земле, она получала царскую ругу - содержание от владевшего землей царского дома. Предание связывает основание девичьей обители в Белом городе близ Солянки с рождением царя Иоанна Васильевича IV Грозного. Приписывается основание монастыря как самому Грозному Самодержцу, так и матери его Великой Княгине Елене Глинской. Первый русский царь, венчавшийся на царство Российское в 1547 году, родился в канун дня Усекновения главы святого Иоанна Предтечи 25 августа 1530 года и носил имя Крестителя Господня. Иоанно-Предтеченская обитель стала местом молитвы об упокоении Грозного государя, как ее царственного основателя.



Особенно часто посещали и щедро одаривали Ивановскую обитель в XVII веке родоначальники династии Романовых - цари Михаил Феодорович и Алексей Михайлович. Многочадная супруга Михаила Феодоровича царица Евдокия Лукьяновна, урожденная Стрешнева, часто навещала жившую здесь блаженную схимонахиню Марфу, Христа ради юродивую, и просила ее молитв о благополучном разрешении при родах. Примеру благочестивой царицы следовали подданные. Установился освященный молитвами юродивой Марфы многовековой обычай служить во время беременности при гробе блаженной в Ивановском монастыре панихиды о упокоении ее души, тем самым испрашивая ее молитвенной помощи. Почитаемая за святость еще при жизни, блаженная Марфа была погребена в монастырском Соборе. Память ее свято чтилась царской четой и по смерти блаженной, последовавшей в день Ангела царицы Евдокии 1 марта 1638 г. Тихая и незримая для мира молитва смиренной схимницы, которая испрашивала Божией милости молодому царю, его супруге и чадам, способствовала упрочению престола новой династии и устроению Русского государства, недавно пережившего тяжелую смуту. Восстановление исторической памяти и молитвы об упокоении русских государей, несомненно, привлечет благодать Божию в укреплении Русского государства, в воссоздании русских святынь, станет достойным плодом покаяния русского народа.

В начале XVII века в Смутное время Ивановская обитель была разграблена польскими интервентами, но Божией милостью и усердием благочестивых русских царей вскоре восстановлена. В первой половине XVIII века обитель была опустошена двумя московскими пожарами: Троицким 1737 г. и пожаром 1748 г., но в 1761 г. монастырь был возобновлен щедротами Императрицы Елизаветы Петровны, которая предназначала его «для призрения вдов и сирот заслуженных людей». Благочестивая и религиозная императрица, носившая имя матери святого Иоанна Предтечи - праведной Елизаветы, имела намерение на склоне лет по обычаю предков постричься в монашество. С этой целью она заложила и создавала в Санкт-Петербурге Воскресенский Смольный Новодевичий монастырь, куда собиралась удалиться. Императрица не осуществила свое намерение, но монашеский путь был уготован от Господа ее родной дочери в московской Ивановской обители, которую она назначила сама для сирот заслуженных людей.

Место для обители очень подходило для монашеской жизни: монастырь расположился в центре города, но в тишине узких московских улочек, где не нарушалось уединение инокин. Может быть, именно поэтому за неприступные монастырские стены под большим секретом прятали женщин, замешанных в уголовных и политических делах. Их привозили сюда прямо из Сыскного приказа или Тайной канцелярии.

В Ивановском монастыре томилась в заточении таинственная инокиня Досифея. Она жила в полном одиночестве и затворе, даже в церковь ее водили по ночам, и богослужение совершалось для нее одной в запертом храме. На самом деле под именем Досифеи скрывали княжну Тараканову которую считали дочерью Елизаветы Петровны и графа Разумовского. Екатерина Великая видела в ней угрозу своему пребыванию на русском троне. В 1810 году Досифея умерла, и ее похоронили в Новоспасском монастыре - фамильной усыпальнице Романовых, что только подтверждает догадки о ее высочайшем происхождении.

Здесь же в сыром монастырском подвале, а потом в тесной келье 33 года провела «мучительница и душегубица» своих крепостных Дарья Салтыкова, заключенная сюда по указу той же Екатерины Великой. Длительное заточение не изменило ее характера: сквозь решетку окна она отчаянно ругала прохожих, приходивших посмотреть на страшную Салтычиху.

Мрачная история монастыря продолжилась и в XX веке. С 1918 года здесь располагалась пересыльная тюрьма ВЧК, а затем НКВД. Заключенные, улучив момент, изредка могли бросить из окна записку где сообщали родным сведения о себе. Надеяться они могли только на прохожих.

В 1992 г. Иоанно-Предтеченский монастырь был возвращен Русской Православной Церкви.

По материалам: www.pravoslavie,ru ( урл на модерации) и www.moskva,ru ( урл на модерации), pokr,ru ( урл на модерации)




От: Mira,  



Внимание! Информация могла устареть!

Москва вошла в топ-7 самых умных городов мира




Скрыть комментарии (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:

Отказ от ответственности