Опубликовано: Март 14, 2017

Дом, который построил Свифт – драма с элементом сатиры от Писарева. Спектакль в двух действиях в театре Пушкина в Москве

«Время и место действия: 1745 год, Дублин». Действующие лица - сплошь ирландцы. Нормальные понятные люди: Джонатан Свифт, сестры милосердия - Ванесса Ванорми и Эстер Джонсон, доктор Симпсон, Патрик - дворецкий, судья Бигс и Черный и Рыжий констебли, Епископ и Губернатор, Опекунский совет, а еще музыканты...

Это маленькая реплика из описания драмы «Дом, который построил Свифт», которую приготовила мартовская Москва для заядлых театралов и любителей.

Как вы относитесь к драмам с философским намеком на реалии жизни и «смех сквозь слезы»? Грустное действо с элементом сатиры по пьесе Григория Горина представлено в спектакле Евгения Писарева, и оно как раз соответствует упомянутому слезливому смеху, а скорее насмешке.

Основа сюжета замешана на морали «нравоучения» и отказе от праздных будней. Свифт, главный герой пьесы в исполнении Андрея Заводюка, - писатель, смешной и понятный публике, внезапно становится молчаливым и замкнутым. Он общается исключительно с вымышленными героями из собственных книг. Его публика - лилипут, покинувший свою страну так как «не простил короля своего», и великан Глюм (Григорий Сиятнвинд), который от бесчисленных поклонов стал ниже ростом. Ах, как это похоже на тех, кто не стремится вырасти в глазах прочих и смиряется со своей судьбой. Прекрасное олицетворение людских переживаний и похороненной гордости!

А этот доктор Симпсон (А. Феоктистов), призванный властями вылечить писателя! Что или кто он? Такой же бедолага, который, благодаря больному Свифту, копается в собственном «Я» и находит себя спасителем-Гулливером!

Чтобы разбавить философские умозаключения, Горин вкрапил в произведение отголоски симпатии и любви Свифта к двум женщинам - эталон вечного выбора между той и этой. Играть Ванессу и Эстер, возлюбленных героя постановщик доверил актрисам Анне Кармаковой и Анастасии Паниной. Они разобрали свои роли на нитки и волокна, собрав их воедино в собственной интерпретации. Это дало повод критикам увидеть «выход актерской игры на новый уровень».

Нельзя не пройти мимо констебля в лице Александра Матросова. Он - громила, несуразный персонаж наконец осознал, что его «подопечные» вовсе не нуждаются в охране, а те, кому поистине нужна его защита, остались без присмотра. Конечно, в процессе игры выясняется, что те жизни, что прожил рыжеусый охранник - лишь сценарий хитроумного персонажа Некто (Александр Дмитриев). Он-то и направлял констебля во всех прожитых им жизнях «не в то русло», но всегда одинаковое...

Не менее интересны лилипуты в исполнении И. Теплова и А. Рахманова. Чтобы обозначить их «маленький» рост Горин подробно описывает сцену:

«...Десертная вилочка. На соседнем блюдечке пара кусков пиленого сахара. Горит огромная свеча. По скатерти на стол вскарабкался Первый лилипут...», - его размеры ощущаются в сравнении с неизмеримо большой чайной чашкой, - «Оглядывается. Потом подходит к чашке, примеряясь к ней. Чашка в два раза выше его роста. Тогда он подходит к кускам сахара, тяжело пыхтя, пытается приподнять один из кусков. Это у него не получается. В это время на стол тихо взбирается Второй лилипут, секунду наблюдает за Первым» и т.д. Они постоянно меряются ростом. А когда выясняется, что один из приятелей носит стельки и обувь на каблуке, он же становится несчастным «утопленником» в чашке с чаем!

И еще одно попадание в цель - образ дворецкого (в исполнении С. Миллера), того самого, что расставляет все точки над «й» фразой «У нас радость - доктор сошел с ума». Смешно! И более того, по залу в этот момент всегда разносится вздох облегчения тех, кто не знаком со сценарием, и сразу все становится на свои места. Оказывается тот бред, что переживает писатель Свифт, легко объясняется его помешательством...

Но это еще не все. Ко всему прочему режиссер спектакля оформил сцену куполообразным двухъярусным «домом», который так напоминает собор в разрезе. Мир на сцене, который сочинил Писарев вкупе с Зиновием Марголиным, получился очень трогательным и печальным. Так вот, купол, что задуман соавторами, подвергается трансформации и превращается в перевернутую чашку. К ней и ложка имеется, которая спускается словно с небес на сцену. Зрители отметили этот факт очень интересной идеей, отдавая дань если не актерской игре, то хотя бы фантазии постановщика.

Что можно сказать о постановке в целом? Конечно, не вооруженным глазом видно, что Писарев адаптировал сценарий под реалии теперешней жизни. Однако горинский стиль и его мудрость угадываются в каждой реплике героев. Спектакль нарекли «самым скромным» зрелищем из тех, что проигрываются на сцене Пушкинского театра сегодня. Но философия сценария не требует яркого зрелища, а просит лишь достойной оправы в игре актеров. Несмотря на то, что многие зрители открыли для себя нового Евгения Писарева, есть и те, кто «не понял, что же в итоге он посмотрел...». Такой результат тоже является своеобразной оценкой произведения, которая заставляет покопаться в своем мире и осознать, что не знаком с ее реалиями или настолько, простите, не владеет фантазией, что не способен сопоставить настоящее с театральной игрой.

И так, «Дом, который построил Свифт», по мнению большинства, смотреть стоит. Можно и не один раз, так как во второй раз начинаешь понимать суть спектакля лучше процентов на 50. Но если, вы не готовы к размышлениям и копанию в самом себе, то вам явно не сюда. Выбор за зрителем, как говорится. То есть, за Вами!




От: nia1977,  602 просмотров






- Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:

Отказ от ответственности