Опубликовано: Сентябрь 22, 2015

Бесплатная юридическая помощь (в разных странах)

Правовая помощь - оказание помощи людям, которые по каким-либо причинам не могут позволить себе юридическое представительство и не имеют доступа к судебной системе. Правовая помощь является основной в обеспечении доступа к правосудию путём обеспечения равенства перед законом, права на адвоката и права на справедливое судебное разбирательство. Эта статья описывает развитие правовой помощи и её принципы, преимущественно в Европе, Содружестве наций и США.

На сегодняшний день существует ряд моделей предоставления юридической помощи, включающие дежурных адвокатов, сообщества юридических клиник и оплату услуг адвокатов, которые ведут дела лиц, имеющих право на юридическую помощь.

Правовая помощь имеет большое значение для обеспечения равного доступа к правосудию для всех, как это предусмотрено статьёй 6.3 «Европейской конвенции о защите прав человека» относительно случаев уголовного права. Специально для граждан, которые не имеют достаточных финансовых средств, предоставление юридической помощи от государства увеличит вероятность того, что в течение судебного разбирательства, юристы помогут им бесплатно (или по более низкой стоимости) или они получат финансовую помощь.

 

История

Юридическая помощь имеет тесные отношения с государством всеобщего благосостояния, а предоставление её государством зависит от отношения к благосостоянию. Юридическая помощь - предоставление государственной помощи людям, которые по определённым причинам не могут позволить себе юридическую консультацию или адвоката. Юридическая помощь также гарантирует, что меры по социальному обеспечению применяются, путём предоставления людям права доступа социальному жилью и юридической консультации и судам.

Исторически так сложилось, что правовая помощь сыграла активную роль в обеспечении уважения к экономическим, социальным и культурным правам, которые включают социальное обеспечение, жильё, социальную помощь, здравоохранение и образование, которые могут предоставляться в общем или частном порядке, а также трудовое и антидискриминационное право. Такие юристы, как Мауро Каппеллетти утверждают, что правовая помощь важна, чтобы обеспечить человеку доступ к правосудию, позволяя при этом законное принуждение к соблюдению экономических, социальных и культурных прав. Его идеи развились во второй половине XX века, когда демократия с капиталистической экономикой создали либеральные государства благосостояния, сосредоточенные на личности. В рамках рыночной философии государство выступало в качестве подрядчика и поставщика услуг, что обозначало гражданина как потребителя. Это привело к тому, что стали уделять особое внимание частному правоприменению, чтобы обеспечить реализацию прав для всех.

До середины XX века литература по правовой помощи делала акцент на коллективном принуждении к соблюдению экономических, социальных и культурных прав. Учитывая тот факт, что классические государства благосостояния были построены в 40-х годах и после Второй мировой войны, основополагающий принцип заключался в том, что граждане имели коллективную ответственность, а государство взяло ответственность за тех, кто не в состоянии обеспечить себя из-за болезни и безработицы. Исполнение экономических, социальных и культурных прав должно быть коллективным при помощи политики, а не отдельного юридического действия. Законы, принятые для поддержки политики по социальному обеспечению, были расценены как законы для проектировщиков, а не юристов. Были созданы схемы правовой помощи, как и предполагалось, государство отвечало за помощь тем, кто участвовал в правовых спорах, но они изначально сосредоточили внимание на семейном праве и разводе.

В 50-х и 60-х годах роль государства всеобщего благосостояния изменилась, а социальные цели больше не относились к общим. Люди были свободны преследовать свои собственные цели. В это время государство всеобщего благосостояния развилось вместе с положениями о правовой помощи, так как возникли проблемы в отношении права на благосостояние поставщиков и специалистов. В 60-х и 70-х годах вырос спрос на право отдельных лиц юридически обеспечить соблюдение экономических, социальных и культурных прав и условий социального обеспечения, поскольку они как граждане имели на это право. Через сформировавшиеся механизмы граждане могли юридически соблюдать свои права, а юристы по социальной защите населения использовали правовую помощь для консультирования лиц с низким доходом при работе с государственными служащими. Правовую помощь расширили с семейного права до широкого круга экономических, социальных и культурных прав.

В 80-х годах роль классического государства благосостояния больше не рассматривалось как нечто обязательно положительное, а само благосостояние чаще обеспечивали частные предприятия. Правовая помощь оказывалась больше негосударственными поставщиками, но по-прежнему была сосредоточена на судебных делах. Граждане всё чаще рассматривались как потребители, которые должны иметь возможность выбирать между организациями или компаниями, предоставляющими услуги. Когда не было возможности представить такой выбор, граждане получили право на выражение недовольства через административные жалобы. Это привело к напряжённости, так как правовая помощь предназначалась не для того, чтобы давать консультации тем, кто добивается возмещения ущерба через административные жалобы. Напряжённость также начала появляться в виду того, что государство, которое обозначило индивидуальное соблюдение экономических, социальных и культурных прав, вместо коллективного посредством политических мер, сократило финансирование юридической помощи как условия государства всеобщего благосостояния. Индивидуальное соблюдение права на социальное обеспечение требует финансирования государства, подчёркивая, что коллективные меры по обеспечению правовой помощи более вероятны.

 

 

Направления правовой помощи

Исторически правовая помощь уходит корнями в движение XIX века стран континентальной Европы за право на адвоката и справедливое судебное разбирательство. «Закон для бедных» отказался от судебных издержек для бедных и предусматривает назначение дежурных солиситоров для тех, кто не может позволить себе оплатить их услуги. Изначально предполагалось, что дежурный юридический консультант будет работать pro bono. В начале XX века многие европейские страны имели не формальный метод правовой помощи, а бедные полагались на благотворительность юристов. Большинство стран установили законы, которые предусматривали умеренную плату солиситорам. Чтобы умерить спрос, правовая помощь была ограничена расходами на судебное разбирательство, в ходе которого требовался адвокат. Страны с романо-германской и общей правовыми системами используют разные подходы к праву на адвоката в гражданских и уголовных делах. Страны с романо-германским законодательством уделяют внимание праву на адвоката в гражданских делах, и, следовательно, предоставляют юридическую помощь, когда требуется адвокат. Страны же с  общим законодательством больше акцентируются на обеспечении правовой помощи и праве на адвоката, прежде всего, в отношении уголовных дел.

В Европе в конце XIX века вследствие стремительной индустриализации появились профсоюзы и партии трудящихся, которые подвергли сомнению социальную политику правительства. В попытке предотвратить забастовку промышленных рабочих, они добились принятия законов, которые обеспечили работникам права в случае болезни или несчастных случаев. Профсоюзы в свою очередь начали предоставлять юридические консультации по новым экономическим, социальным и культурным правам работников. Спрос на эти услуги был высоким, и пытаясь обеспечить работникам внепартийные консультации, в начале XX века многие правительства начали предоставлять правовую помощь.

В XX веке правовая помощь развивалась вместе с прогрессивными принципами; её часто поддерживали те представители юридической профессии, которые считали, что их обязанность заботиться о людях с низким доходом. Правовой помощи определяется тем, что юристы могут предложить для «правовых нужд» тех, кого определили как бедных, маргинализированных или дискриминированных. Согласно Фрэнсис Риган, предоставление юридической помощи - материальное обеспечение, которое обусловлено не спросом, что ведёт к огромному разрыву между положением, которое отвечает потребностям и реальному спросу. Инициативы в области юридических услуг, такие как соседская медиация и юридическая помощь, часто приходится закрывать из-за отсутствия спроса, в то время как другие переполнены клиентами.

 

Правовая помощь по странам

 

Австралия

Австралия имеет федеральную систему правления, которая состоит из федеральных, региональных (штат) и территориальных юрисдикций. Правительства Австралии (Австралийского Союза), штатов и территорий ответственны за предоставление правовой помощи относительно вопросов, которые возникли по их законам. Кроме того, существует сеть из около 200 независимых, некоммерческих, общественных юридических центров.

Юридическая помощь по вопросам Австралийского союза и штатов в первую очередь предоставляется через комиссии по правовой помощи (КПП), которые являются независимым официальным органом, учреждённым в соответствии с законодательством штатов и территорий. Правительство Австралии финансирует предоставление правовой помощи организациям по вопросам гражданского и уголовного права в рамках соглашения с правительствами штатов и территорий, а также КПП. Большинство вопросов Австралийского союза находятся в пределах семейного права.

Комиссии по правовой помощи используют смешанную модель для предоставления юридических услуг. Дотации на помощь в юридическом представительстве могут выделяться либо штатному юристу, либо частному практикующему адвокату. Смешанная модель особенно выгодна для оказания услуг в сельских районах и в тех случаях, когда присутствует конфликт интересов, означающий, что один и тот же адвокат не может представлять обе стороны.

Правительство Австралии и правительства большинства штатов и территорий также финансируют общественные юридические центры, которые являются независимыми, некоммерческими организациями, и обеспечивают направление, консультации и помощь людям с юридическими проблемами. Кроме того, правительство Австралии оказывает помощь в финансировании юридических услуг определенных программ предусмотренных законодательством и юридических услуг для коренных австралийцев.

В 1942 году правительство Австралии учредило Бюро юридических услуг (Legal Services Bureaux) для развития национальной системы. В конце 70-х годов стремясь к децентрализации, оказание услуг перенесли в штаты и территории. В 1977 году правительство Австралии приняло «Акт о комиссиях по юридической помощи от 1977 года», который положил начало совместной договоренности между австралийским правительством и правительствами штатов и территорий, из которого вытекает, что правовая помощь будет обеспечиваться независимыми комиссиями, созданными в соответствии с законодательством штатов и территорий. Процесс создания комиссий занял более десяти лет. Он начался в 1976 году с открытия Комиссии по правовой помощи Западной Австралии, затем в 1978 году Комиссия по правовой помощи штата Виктория и закончился в 1990 году Комиссией по правовой помощи Тасмании. Соглашения о сотрудничестве, принятые актом, предусматривали финансирование правовой помощи для Австралии, штатов и территорий, и началось в 1987 году.

В июле 1997 года правительство Австралии изменило соглашения, напрямую финансируя юридическую помощь. По условиям этих соглашений, штаты и территории выделяют средства на правовую помощь в отношении их собственных законов. В 2013 году процесс по делу об убийстве в Верховном суде штата Виктория был отложен из-за отсутствия юридической помощи. Данный пример показывает влияние сокращения государственных средств для агентств юридической помощи, это привело к увеличению популярности интернет-ресурсов правовой помощи, таких как Law Handbook и LawAnswers.

Правовая помощь в Австралии обсуждалась в деле Дитрих против Королевы (1992). Было установлено, что хотя и нет абсолютного права иметь государственного адвоката, в большинстве случаев судья должен удовлетворить любую просьбу об отсрочке или приостановить дело, когда обвиняемый не представлен.

 

Новая Зеландия

Система юридической помощи в Новой Зеландии обеспечивает правовую защиту, финансируемую правительством для тех, кто не может позволить себе адвоката. Правовая помощь доступна для почти всех дел на всех уровнях судебной системы. Она включает уголовные, гражданские вопросы, семейные споры, апелляции и претензии Трибунала Вайтанги.

 

Канада

В Канаде современная система правовой помощи развилась после того, как федеральное правительство ввело систему совместного несения расходов между федеральным правительством и органами власти провинций в начале 70-х годов. Федеральный финансовый вклад первоначально установили в 50% от затрат системы юридической помощи, но уровень финансирования на протяжении нескольких лет колебался.

Фактически юридическая помощь оказывалась на уровне правительства провинций, в рамках их юрисдикции через осуществление правосудия. Например, Юридическая помощь провинции Онтарио (Legal Aid Ontario) предоставляет юридические услуги жителям Онтарио, Общество юридических услуг (Legal Services Society) предоставляет их жителям Британской Колумбии, а Комиссия по правовым услугам (Commission des Services Juridiques) делает то же самое в провинции Квебек.

 

Европа

В статье 47 Хартии Европейского союза по правам человека предусмотрено, что правовая помощь предоставляться тем, кто не имеет достаточно средств, в той мере, в какой такая помощь необходима для обеспечения эффективного доступа к правосудию.

 

Центральная и Восточная Европа, Россия

Согласно PILnet (Глобальной сети по праву общественного интереса):

«за более десять лет, страны Центральной и Восточной Европы, а также Россия находились в процессе реформирования и реструктуризации правовых систем. Хотя многие критикующие реформы в секторе правосудия предприняли во всём регионе, механизмы для обеспечения доступа граждан к правовой информации и помощи часто остаются неадекватными и неэффективными. Следовательно, многие люди - особенно бедные или те, которые по каким-то причинам находятся в неблагоприятном положении - остаются без реального доступа к адвокату в уголовных и не уголовных делах».

В Чешской Республике установленные лица (обычно те, кто предоставили доказательства недостаточности средств) могут обратится в суд или Чешскую коллегию адвокатов, чтобы им назначили атторней.

 

Дания

В Дании, заявители должны соответствовать следующим критериям на получение юридической помощи по гражданским делам: заявитель не должен зарабатывать больше, чем 289,000 крон ($ 50,000) в год, а требования стороны должны казаться разумными. В отношении уголовных дел, осужденный вынужден покрыть расходы, если он или она имеет значительный фиксированный доход - это сделано для предотвращения рецидива.

 

Англия и Уэльс

Впервые правовая помощь была учреждена «Актом о юридической помощи и консультации от 1949 года». В 2009 году правовая помощь в Англии и Уэльсе стоила налогоплательщикам 2 млрд фунтов в год, - наибольшая трата на душу населения, чем где-либо в мире - и была доступна для около 29% взрослых.

В Англии и Уэльсе правовая помощь находится в ведении Агентства по правовой помощи (Legal Aid Agency, до 31 марта 2013 года Комиссия юридических услуг (Legal Services Commission)) и доступна для уголовных дел и многих видов гражданских. Исключениями являются клевета, большинство случаев нанесения личного вреда (которые сейчас рассматриваются Соглашением об условной оплате, вид условного вознаграждения адвокату в случае выигрыша дела) и случаи, связанные с ведением бизнеса. Помощь также часто распространяется на семейные дела. В зависимости от дела правовая помощь предоставляется или не предоставляется с учётом материального положения, а в некоторых случаях может быть бесплатной для тех лиц, кто находятся на пособии, безработные и не имеют сбережений и активов.

В июле 2004 года Европейский суд по правам человека постановил, что отсутствие правовой помощи в делах о клевете, которые подпадали под «Акт о правовой помощи от 1988 года», действующего на момент дела МакЛибела, могут нарушать права обвиняемого. «Акт о доступе к правосудию от 1999 года» содержит особые положения о финансировании, которые позволяют Лорд-канцлеру санкционировать финансирование юридической помощи в случаях, которые выходят за пределы системы правовой помощи. Ответчик, который находится в положении подсудимых МакЛибела, потенциально может иметь правовую помощь, если заявление отвечает критериям об особом финансировании.

Правовую помощь в уголовном деле, как правило, предоставляют частные фирмы солиситоров и барристеры занимающееся частной практикой. Ограниченное количество общественных защитников состоят на службе в Агентстве юридической помощи в офисах Службы общественных защитников; они обеспечивают консультации в полицейских участках и защиту в магистратурах и коронных судах. Гражданскую юридическую помощь предоставляют частнопрактикующие солиситоры и барристеры, а также юристы, работающие в Юридических центрах и агентствах консультации (некоммерческие).

Оказание правовой помощи регулируется «Актом о доступе к правосудию от 1999 года» и дополнительным законом, который был принят совсем недавно «Акт о правовой помощи, вынесении приговора и наказании виновных от 2012 года».

 

Германия

В гражданских делах, которые включают трудовые отношения, административные, конституционные и социальные дела, предоставляется помощь в условиях «Акта о схеме юридической консультации» (консультации и, при необходимости, представительство); в уголовных делах и случаях административных правонарушений даются только консультации, но не представительство адвокатом.

 

Италия

Правовая помощь, известная как Patrocinio a spese dello Stato, установлена законом DPR n. 115/2002 - Статьи 74-141. Он предназначен для выполнения 24 статьи Конституции Италии и обеспечивает доступ к праву на защиту (в гражданских, административных и уголовных делах) лиц, не способных самостоятельно получить услуги адвоката из-за неспособности платить за них из дохода (менее 10,776,33 евро на душу населения).

Статья 24 Конституции Италии предусматривает:

«Всем разрешено принимать правовые меры для защиты своих прав и законных интересов. Защита - нерушимое право в любом судебном процессе. Государственные учреждения гарантируют неплатёжеспособным лицам средства для обвинения и защиты во всех судах. Закон определяет условия и правовые средства для устранения судебных ошибок».

Правовая помощь в Италии - служба, которая позволяет каждому получить помощь адвоката или свидетеля-эксперта, без каких-либо судебных издержек по всем уголовным, гражданским, административным, бухгалтерским или финансовым делам и «добровольной юрисдикции» везде, где требуется наличие адвоката или свидетеля-эксперта. Юридическая помощь предоставляется для всех видов и стадий судебного разбирательства, включая все в дальнейшем связанные и условные дела. Она предоставляется в Трибуналах, Апелляционных судах, Верховном суде, Наблюдательных судах, Региональных административных судах, Комитетах судебного надзора, Провинциальных и региональных комиссиях по налоговому обложению и Государственном аудиторском суде.

 

Шотландия

В Шотландии правовая помощь в целом доступна для всех гражданских дел в Сессионном суде и Суде шерифа, со значительным исключением дел о диффамации. Она также доступна для некоторых установленных законом органов, как Иммиграционный апелляционный суд и Комиссии социального обеспечения. Существует отдельная система уголовной правовой помощи, а также доступна юридическая помощь для консультаций.

Правовая помощь зависит от материального положения. На практике она доступна лишь меньше, чем одной четверти населения. Она находится в ведении Шотландского совета юридической помощи. Правовая помощь в Шотландии также доступна по уголовным делам, где предоставлены более 90% суммарных заявлений. Проводится проверка на интересы правосудия, а также проверка дохода. В серьёзном деле суд присяжных оценивает юридическую помощь.

 

Гонконг

Единая юрисдикция Гонконга предоставляет правовую помощь исключительно через Департамент правовой помощи (Legal Aid Department), который в свою очередь контролируется Советом служб юридической помощи.

В административном порядке Департамент правовой помощи находился в ведении Канцелярии главного секретаря Администрации Винг (Administration Wing). В 2007 году его перенесли в Бюро внутренних дел (Home Affairs Bureau), которое в первую очередь контролирует вопросы культуры и местной администрации. Оппозиция продемократического лагеря сильно раскритиковала этот шаг из-за угрозы беспристрастности оказания правовой помощи. Они единодушно проголосовали против всего пакета реорганизации политики бюро, частью которого было перемещение Департамента правовой помощи.

 

Индия

Статья 39A Конституции Индии, предусматривает равное правосудие и бесплатную юридическую помощи:

«Государство обеспечивает действие правовой системы, которая способствует справедливости, на основе равных возможностей, и должна предоставлять бесплатную юридическую помощь соответственно законодательству или схемам, чтобы убедиться, что любой гражданин не лишён возможности для обеспечения справедливости по причине экономической или другой недееспособности».

Эта статья подчеркивает, что бесплатная юридическая служба является неотъемлемым элементом «разумной, справедливой и простой» процедуры, без которой человек, страдающий от экономической или иной недееспособности, будет лишён возможности обеспечения справедливости.

В Приказе XXXIII. Р.18 Гражданского процессуального кодекса 1908 года установлено, что государственные и центральные органы власти могут вносить дополнительные положения, которые они считают нужными для предоставления бесплатных юридических услуг для тех, кто получил разрешение подавать иск в качестве неимущего лица. «Акт об Управлении юридических услуг от 1987 года» произвёл кардинальные изменения в области юридических услуг. Этот акт образовывает управления юридических услуг для предоставления бесплатных и надлежащих юридических услуг более бедным слоям общества, чтобы удостоверится, что любой гражданин не лишён правосудия в силу экономической или иной нетрудоспособности, и организовывает Лок Адалат (система альтернативного урегулирования споров, приблизительно переводится как «Народный суд»), чтобы обеспечить функционирование правовой системы, способствуя правосудию на основе равных возможностей.

 

США

Появился ряд моделей предоставления правовой помощи. Контролировать эти программы на федеральном уровне была уполномочена Корпорация юридических услуг (Legal Services Corporation). В модели «штатный атторней» юристы работают за установленный оклад на разных уровнях власти исключительно для оказания правовой помощи клиентам с низким доходом, аналогично штатным врачам в государственных больницах. В модели «судья» частные адвокаты и юридические фирмы получают оплату за рассмотрение дел клиентов, которые имеют право получать юридическую помощь, наряду с делами от платных клиентов, как и врачи, которые работают с пациентами по программе «Медикэр». Модель «общественная юридическая клиника» включает благотворительные клиники, которые обслуживают определённую группу лиц с помощью широкого спектра юридических услуг (например, представительство, образование, правовая реформа) и  доступны как для юристов, так и не являющихся ими, похожи на общественные медицинские клиники.

Ответчикам по уголовным делам, которые не могут позволить себе нанять атторней, не только гарантируется юридическая помощь, связанная с обвинениями, но также обеспечено юридическое представительство в виде общественных защитников. Например, когда мера Детройта Кваме Килпатрика и его отца судили по обвинению в коррупции, они выдали себя за неплатёжеспособных, и их адвокатам выплатили более миллиона долларов государственных средств.

(перевод английской википедии)


От: Казанцева Светлана






1577 просмотров
- Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы


----------------------------

   
Пенсионные вклады
Задолженность по налогам по ИНН
Какие документы нужны в ЗАГС

Отказ от ответственности