Опубликовано: Май 29, 2012

Москва решит, кому остаться

Мигранты Москве нужны, но не в порядке стихийного притока, как это происходит сегодня, а через организованную систему их привлечения и использования. С докладом на эту тему выступил председатель Комитета межрегиональных связей и национальной политики города Москвы Алексей Александров на городской практической конференции «Актуальные проблемы управления миграционными процессами».

 С 15 января 2007 года вступило в силу новое законодательство, касающееся вопросов регулирования трудовой миграции. По истечении девяти месяцев действия этого законодательства всплыли и обозначались недостатки и проблемы, требующие их немедленного решения.

«Да, благодаря этим прогрессивным в целом законам миграционная сфера стала прозрачнее, в разы уменьшилось число нелегалов, практически устранена рабская зависимость иностранного работника от работодателя, - отметил А. Александров. - Но также открылись обстоятельства, вызывающие беспокойство. В первую очередь это связано с тем, что существующий порядок выдачи разрешений на работу может привести к значительному накоплению в Москве невостребованной иностранной рабочей силы и, главное, заполнению имеющихся вакансий дешевой, но, к сожалению, малоквалифицированной рабочей силой. Первое, что представляется необходимым сделать в этой сфере, - перейти от политики прогрессирующего привлечения иностранных работников к замещению их национальными трудовыми ресурсами, то есть вывести Москву из зависимости от привлечения иностранной рабочей силы».

Ряд исследований, изучавших масштабы участия мигрантов в пополнении трудовых ресурсов, показал, что сегодня на предприятиях Москвы соотношение приезжих и москвичей 1:3. За подобное соотношение 42% работодателей высказались удовлетворительно, 32% предпринимателей, на которых уже работают иностранные граждане, хотели бы в будущем увеличить количество подобных сотрудников, и 45% считают невозможным для себя принять на работу мигранта. Среди самых популярных видов деятельности у приезжих на первом месте сфера торговли - 41%, в строительстве заняты 32%, в сфере транспортного хозяйства - 11%. Отсюда следующая проблема - на предприятиях не хватает московского персонала соответствующей квалификации. По мнению председателя комиссии по межнациональным и межконфессиональным отношениям, депутата МГД Игоря Елеференко, трудность в том, что Москва 15 лет не готовила рабочих кадров. По данным Департамента образования города Москвы, каждый год в столице на 10 тыс. человек сокращается количество выпускников 8-9-х классов. В столице 120 государственных вузов и около 350 негосударственных. При таком положении дел любой выпускник школы сегодня без проблем может поступить в высшее учебное заведение, а не в учреждение начально-среднего профессионального образования.

 

Справка: В 2007 году квота на привлечение иностранного работника составляла 750 тыс. человек для стран с безвизовым режимом (кроме Грузии и Туркменистана) и 60 тыс. для стран дальнего зарубежья. На следующий год предлагается сократить квоты до 250 тыс и 50 тыс. соответственно. Правительство Москвы уже направило эти рекомендации в Правительство РФ, однако решение остается за федеральной властью.

Важнейшими из вопросов миграционного процесса в Москве являются законность и учет нахождения иностранного гражданина.

По закону предприниматель, приняв на работу иностранного гражданина, должен в течение 30 дней уведомить об этом ФМС и Управление занятости населения по городу Москве. На сегодняшний день в Москве выдано около 500 тыс. разрешений на трудовую деятельность, однако подобных уведомлений поступило менее 150 тысяч. Вопрос, где находятся и чем занимаются 350 тыс. человек, имеющих на руках разрешение на работу, остается открытым. По словам А. Александрова, отсутствие системы учета, выехал или остался мигрант в столице, является существенным минусом в действующем законодательстве. В связи с этим высказалось предложение о целесообразности создания в Москве единой информационной базы, которая бы обеспечивала надежный контроль за мигрантами на всех этапах их пребывания в столице и являлась бы доступной не только для органов контроля, но и для самих работодателей. Одним из таких инструментов проверки в скором времени может стать карта-чип с краткой информацией на иностранца: разрешение на работу, медицинское освидетельствование, трудоустройство. Технически по этому вопросу все подготовлено и в данный момент проходит согласование у заинтересованных структур. Также было принято решение о создании городского механизма, комплексно решающего проблемы, связанные с трудоустройством и пребыванием иностранных граждан. Это так называемый миграционный терминал в статусе государственного учреждения города Москвы с филиалами в административных округах. Из доклада Алексея Александрова: «Миграционный терминал видится как переход от пока еще стихийного рынка труда иностранной рабочей силы к организованному трудовому набору, поскольку сможет в режиме «одного окна» обеспечить предложение соискателю вакансий из имеющегося банка данных, оформление и выдачу необходимых разрешительных документов, получение индивидуального налогового номера и направление на медицинское освидетельствование, а также размещение прибывшего во временной гостинице упрощенного типа».

Федеральная миграционная служба в лице заместителя директора Вячеслава Поставнина работу своего ведомства за период действия нового законодательства охарактеризовал достаточно успешной. «1 млн 700 тыс. человек оформлено на работу. Миграционный учет прошли 5 млн человек, что в два раза перекрывает показатели прошлого года. Решено не все, много проблем», - заявил он. Одной из проблем, требующих немедленного решения, В. Поставнин назвал медицинское освидетельствование мигрантов.

Подпись под фото Поставнина: «Медицинское освидетельствование мигрантов - одна из основных нерешенных проблем», - выделил В. Поставнин.

 

Справка

По данным Департамента здравоохранения города Москвы показатели по инфекционным заболеваниям мигрантов очень высоки. В этом году больных СПИДом выявлено 887 человек, из них 174 мигрантов, сифилисом больны 92% приезжих, острым гепатитом В - 55,8%. Общее число больных мигрантов - 45,6%. Только за 8 последних месяцев выявлено 12 792 случая инфекционных заболеваний у мигрантов.

«Мигрант сначала получает разрешение на работу, а затем в течение месяца работник должен получить справку о том, что он здоров. Сегодня ставят на учет на основании уведомления по месту пребывания, а не по месту жительства. Найти человека, больного опасной болезнью, бывает проблематично», - сказал по этому поводу в своем докладе А. Александров. Опять же в этом вопросе нет четкого механизма его реализации. За восемь месяцев работы нового миграционного законодательства не выдворено за пределы Российской Федерации ни одного мигранта, болеющего опасными инфекционными заболеваниями.

Подводя итог в работе конференции «Актуальные проблемы управления миграционными процессами, Алексей Александров заметил, что, несмотря на то что новое законодательство сделало очевидный прорыв в миграционной политике, имеются проблемы, которым и была посвящена данная встреча и которые необходимо решить совместно. Так, Московской трехсторонней комиссией социального партнерства, куда входят представители правительства Москвы, предпринимателей и профсоюзов, по регионам России направлено предложение об определении механизма квотирования. В нем говорится, что квота должна утверждаться не на основании поданных заявок от работодателя, а как предмет трехстороннего соглашения. В этом случае работодатель отвечает за то число, которое внес в качестве предложения о размере квоты, профсоюзы согласовывают это число, власть контролирует процесс.

 

Юлия Афанасьева газета "Метро"





Похожие темы


----------------------------

Отказ от ответственности