Опубликовано: Июль 21, 2009

Современник всех поколений

Завтра театр «Современник» отмечает юбилей – 50 лет.  

Почему он возник? Наверное, потому, что все совпало. Известные московские театры, к 1940-м оставшиеся без лидеров (Станиславский, Немирович-Данченко, Таиров, Мейерхольд «сошли со сцены» еще до войны), переживали тяжелый кризис. Они олицетворяли собой традицию, но за этим скрывалась окостенелость. А в то же время из Европы повеяло свежим воздухом – в Москве состоялись гастроли «Гамлета» английского режиссера Питера Брука, о которых с восторгом вспоминают по сей день. Москвичи смотрят не только «Карнавальную ночь» молодого Рязанова, но и первые за долгое время зарубежные фильмы «Рим – открытый город», «Мост Ватерлоо». Наконец, главное событие эпохи: XX съезд КПСС, разоблачение культа личности Сталина, оттепель. Тем, кто назвал себя позже «шестидесятниками», выпал шанс состояться и создавать свое искусство здесь и сейчас. Первыми за дело взялись Олег Ефремов, Галина Волчек, Евгений Евстигнеев, Олег Табаков, Игорь Кваша, Лилия Толмачева, Виктор Сергачев. В 1956 г. коллектив выпускников Школы-студии МХАТ показал спектакль «Вечно живые» Виктора Розова. У театра, тогда еще студии, сразу появилась своя публика. Точнее, зрители были не просто своими – они участвовали в обсуждениях спектаклей, находились – и много – добровольцы, приходившие в театр помогать шить костюмы, делать макеты декораций, мастерить реквизит. Они были уже не просто темный зал по ту сторону рампы – друзья. В то же время «Современник» не был кружком единомышленников. Сюда рвались, Ефремова и его театр обожали. Рвались, чтобы увидеть молодого героя – мальчишку или девчонку с улицы, говоривших с интонациями стихотворений Шпаликова.
В 1960-е, когда оттепель постепенно оборачивалась заморозками, «Современник» выпустил «Голого короля», сумел его отстоять и представил на суд публики, которая сразу же спектакль приняла. Дальше появились «Старшая сестра» и «Двое на качелях». Театр перестал называться студией, да и не был уже ею по существу. В репертуаре «Современника» рядом с патетической трилогией «Декабристы»-«Народовольцы»-«Большевики» сосуществовали «Обыкновенная история» и «На дне», комедия Василия Аксенова «Всегда в продаже» и «Оглянись во гневе» Осборна, одного из тех английских драматургов, что окрестили себя «рассерженными молодыми людьми».
Когда в 1970 году Олега Ефремова пригласили во МХАТ, он согласился. Наступили «трагические дни». Обсуждения, собрания, беседы. Назревал раскол: Ефремов призывал актеров пойти с ним – спасать МХАТ, некоторые ушли, но многие остались. Кто-то предрекал театру гибель физическую, кто-то – творческую. Этого не случилось. В 1972 году главным режиссером театра становится Галина Волчек. Началась новая глава с прежним названием «Современник», но перемены не отняли у театра главного – сути, которая заключалась в творческом поиске, в постоянной работе. На афишах появляются новые имена – Марина Неелова, Лия Ахеджакова, Авангард Леонтьев, Валентин Гафт. В 1971 году Валерий Фокин, режиссер другой, новой интонации, резкой и четкой формы, ставит спектакль «Валентин и Валентина», а в 1974-м - «Провинциальные анекдоты».
В 1980-е театральная жизнь Москвы меняется. Столицу на несколько лет покидает Юрий Любимов, уходит Анатолий Эфрос. «Шестидесятников» теснят следующие поколения. Давно и успешно руководит Ленкомом Марк Захаров. В Москве уже знают Анатолия Васильева. Появляются творческие мастерские при Союзе театральных деятелей. Перестройка всей, не только политической, жизни коснулась и «Современника». Театр в этой ситуации уловил мелодию времени, рассказывая со сцены о людях, пользуясь выражением Виктора Славкина, «с обочины». Здесь ставят драматургов «новой волны»: Петрушевскую, Галина. В 1989 году Игорь Кваша выпускает спектакль «Кот домашний средней пушистости», инсценировку повести запрещенного долгие годы писателя Владимира Войновича. Тогда же выходит пронзительный «Крутой маршрут» в постановке Галины Волчек (инсценировка книги Евгении Гинзбург). И опять – попадание в интонацию времени, надломленного, больного времени, времени растерянного и усталого человека, на которого навалился кошмар прошлого, которого загнали в угол. Прошло 17 лет, но до сих пор спектакли заканчиваются тем, что зал встает, как это было на «Крутом маршруте».
«Современник» – театр, куда нельзя не вернуться. Есть спектакли, на которые люди ходили по пять, 10, 50 раз. И таких много. Сейчас «Современник» один из самых интересных московских театров, Галина Волчек как мудрый руководитель приглашает самых разных театральных художников: литовца Римаса Туминаса, поляка Анджея Вайду, Кирилла Серебренникова, Нину Чусову. Зовет в труппу новых актеров: Чулпан Хаматовау, Владислава Ветрова, Сергея Юшкевича, Ульяну Лаптеву. Спектакль «Голая пионерка» в постановке Серебренникова стал главным театральным событием 2005 года.
А зрители по-прежнему толпятся у входа, с билетами и без них, зная, что это театр, со своим лицом и всегда молодой.

Вера Павлова

газета "Метро" 14.04.2006 

 




От: Максимова Ольга,  2176 просмотров






- Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:

Отказ от ответственности