Опубликовано: Сентябрь 22, 2006

Гастарбайтер «золотые руки»

Экономика Москвы нуждается в мигрантах. И столичная власть решительно настроена добиться их легализации, чтобы распространить на людей, работающих в интересах города, социальные гарантии. Об этом шла речь на прошедшем в Доме национальностей ХV московско-берлинском семинаре, посвященном

проблемам интеграции и социальной защиты трудовых мигрантов. Чем может быть полезен российской столице немецкий опыт, рассказывает Юрий Архипов, начальник отдела разработки и реализации городских программ Управления организации трудового обмена Комитета межрегиональных связей и национальной политики Москвы.

Как известно, на социально-экономическую обстановку в мегаполисах все большее влияние оказывает временная миграция самых разнообразных форм — трудовая, маятниковая и т.д. И цель московско-берлинского семинара состояла в том, чтобы разобраться, как адаптировать законопослушных трудовых мигрантов к новой для них среде, чтобы они не вызывали отторжения  у местного населения, могли нормально работать и приносить пользу обществу.
В Германии довольно тонко подходят к данному вопросу: есть законы, четко регламентирующие, какие категории мигрантов могут и должны быть востребованы, на каких условиях, кем они принимаются, какие федеральные земли нуждаются в том или ином количестве рабочей силы. А главное, кто за это отвечает. Не менее важно и то, что в этом деле четко определено участие государства и местных бюджетов.
У нас, к сожалению, все  наоборот. В Москве масса приезжих, в основном из стран СНГ. Но, как известно, вопросы въезда в страну у нас регулируются на государственном уровне, вопросы труда и занятости находятся в ведении территориальных органов федеральной власти. Региону уготована роль своего рода консультанта, чье мнение, в принципе, учитывать необязательно.
В Германии, как в очередной раз показал московский семинар, это мнение не просто учитывается — там, можно сказать, федеральные земли  главенствуют в решении миграционных вопросов. Основное предназначение государства  — определить статус иностранца. Чтобы стало ясно, кто он такой. А все остальное — адаптация, трудоустройство и т.д. — отдано землям. По-нашему, субъектам Федерации. На местах лучше знают, как использовать иностранного работника. Территориальные органы обладают большими возможностями обеспечить мигранта работой и получить желаемый результат.
- Насколько актуален данный вопрос для Германии? Применим ли немецкий опыт в нашем городе?
- В Германию так же, как и в Москву, прибывают десятки тысяч мигрантов со всего света. Но там это не стихийный процесс, когда все происходит по принципу «сам еду, сам ищу работу, сам оформляю регистрацию». Гастарбайтеры приезжают  на конкретные рабочие места — по приглашению и заранее просчитанной экономической необходимости. Если федеральной земле требуется сколько-то иностранных работников, то определяются их профессии, непременно учитывается, из каких они должны быть стран. Поэтому нет как нехватки, так и переизбытка рабочей силы.
Проходит квалификационный отбор мигрантов. Ни одна серьезная фирма в Германии не возьмет кота в мешке, который в итоге может оказаться профессионально не пригодным. Немцам нужны только высококвалифицированные кадры.
- И все-таки: насколько применим такой подход у нас? Общеизвестно, что Москва нуждается не только в «белых воротничках».
- Мы пытаемся использовать немецкий опыт для того, чтобы повлиять на ситуацию, показать: есть цивилизованные способы решения проблемы нехватки рабочих рук, есть современные грамотные способы совершенствования миграционного законодательства.
Как известно, Госдума недавно приняла два новых законопроекта – о миграционном учете и правовом положении иностранных граждан. Но опять-таки их разработка шла без участия субъектов Федерации, их мнение  было проигнорировано. И уже когда законопроекты прошли первое чтение, субъектам Федерации дали месяц на то, чтобы вдогонку внести свои предложения. Однако мы знаем, что после первого чтения идеология закона, как правило, не меняется.
Субъекты Федерации еще больше устраняются от регулирования баланса трудовых ресурсов, формирования национального рынка труда. Работодателю дается право нанимать кого угодно. Он только уведомляет власти о том, что кого-то принял.  Гражданам стран СНГ с безвизовым въездом в Россию предоставляется право выбора региона для возможного трудоустройства. При этом вводится уведомительный порядок регистрации, контролировать который весьма проблематично. Более того, мигранту теперь не требуется предъявлять документ, подтверждающий владение заявленной профессией.
Странно, что при разработке столь серьезных документов наши законодатели даже не попытались обобщить зарубежный опыт.
Конечно, Москва не может смотреть на все это безучастно. Когда появились упомянутые законопроекты, столичное правительство через Мосгордуму внесло свои предложения по их совершенствованию. К ним не прислушались. Создается  впечатление, что не все депутаты Госдумы представляют все возможные последствия принимаемых ими решений...

СПРАВКА

В 3,4-миллионном Берлине мигранты составляют 13% жителей. Большая часть – выходцы из Турции, на втором и третьем местах – прибывшие из Югославии и Польши. Россиян, работающих в Берлине, – 29 тысяч.

Петр Дубасов

газета "Метро"
14.08.2006




От: Максимова Ольга,  1625 просмотров




- Скрыть комментарии (0)


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:

Отказ от ответственности