Образование является одним из наиболее важных и доминантных направлений социальной политики любого государства. Данная тематика, несомненно, является актуальной, так как она представляет интерес для такого слоя общества, как молодежь. А молодежь, как представитель следующего поколения, является носителем модернизации всего общества, всех его сфер жизнедеятельности. Поэтому необходимо уделять сфере образования максимальное количество внимания, не жалея финансовых затрат на разрешение его проблем.
Проблемы образования вплотную связаны с тенденциями в глобализирующемся мире, модернизирующейся экономике, социальной политике, проводимой государством. Поэтому в спектре рассмотрения проблем образования в России необходимо учесть все вышеизложенные факторы. Объектом рассмотрения являются потребители высшего и среднего профессионального образования. Неспроста употреблен термин «потребители». К сегодняшнему дню образование превратилось из общественного блага, т. е. общедоступного, в индивидуальное. Таким образом, получение образования становится некой услугой только для определенных слоев общества, которые могут себе это позволить. Эта проблема связана с тенденцией к коммерциализации образования, не только высшего, среднего профессионального, но также и школьного.
Переведение среднего или школьного образования на платную основу в связи с недавней реформой заключает в себе установление средней нормы бесплатного количества часов по определенным дисциплинам и установление дополнительных часов, но уже за деньги. Но является ли такое реформирование шагом к повышению уровня знаний, стимулированием к их получению? По подсчетам затраты на полноценное образование школьника будут составлять 3-5 тыс. руб. в месяц. С учетом среднемесячных зарплат в регионах такая услуга может достаточно дорого обходиться семейному бюджету, что также ведет к дифференцированности общества по материальному признаку.
Если рассмотреть высшее образование, то здесь уже давно присутствует эта тенденция. Количество бюджетных мест в вузах сокращается, а плата за обучение повышается.
Это связано с тем, что в наступившем двадцать первом веке произошел бум образования, открылось не только большое количество новых государственных вузов, их филиалов, но также и частных высших образовательных учреждений. Наличие нескольких дипломов о высшем образовании стало модной тенденцией. При этом возникла проблема подделок, фальсификации дипломов, которая повлекла за собой прием на работу неквалифицированных специалистов и снижение темпов производительности труда в организациях. Из регионов в крупные населенные пункты хлынуло большое количество населения в целях получения образования и получения рабочего места. Это подкреплялось нежеланием оставаться в селах и деревнях, стремлением повысить свой социальный статус и материальное положение, так как по большей части инфраструктура в малых населенных пунктах слабо развита.
Что касается получения среднего специального образования в различных техникумах, то оно трактовалось недостаточно престижным и подходящим для удовлетворения своих потребностей в улучшении того же материального положения. Оно также не являлось и средством социальной мобильности, потому что заработная плата на предприятиях оставалась средней, в то время как шла погоня за получением «директорского кресла» сразу же после окончания вуза.
Проблема в том, что государству не нужно такое огромное количество высококвалифицированных работников. Перенасыщение рынка кадрами с высшим образованием соседствует с нехваткой специалистов в технической сфере.
Сегодня политика государства такова, что необходимо урезать возможность для получения высшего образования, постепенно переводя его на коммерческую основу, что мгновенно отсеет значительное количество абитуриентов. Не секрет, что российское высшее образование не является самым лучшим. И в связи с его удорожанием лишь наиболее материально обеспеченные слои населения смогут себе его позволить, в то время как для среднего класса будет более выгодным получение такого же платного высшего образования зарубежом и дальнейшее закрепление на рабочего места также зарубежом. Таким образом, это может спровоцировать серьезную утечку дееспособных молодых людей в другие страны, что подорвет экономику страны.
Вторым направлением государственной политике является повышение престижности среднего специального образования. Но повышение его престижности, привлекательности обуславливается такими факторами, как высокая материально-техническая база учебных заведений, достойная заработная плата и условия труда на предприятиях.
После советской эпохи строилось лишь небольшое количество заводов, цехов и предприятий. На старых же, еще советской постройки, в течение долгого времени не производились никаких амортизационных отчислений для обновления технической базы из-за гонки за прибылью, выгодой. Так, на большинстве предприятий в стране до сих находится старое советское оборудование, закупка же обычного нового оборудования или переход на сверхновые нанотехнологии стоит слишком больших затрат, которые может себе позволить лишь государство или крупные инвесторы, частенько иностранные.
Что касается подготовки кадров в технической сфере, то и здесь можно указать на наличие некоторых проблем. Дело в том, что постепенно утрачивается научный потенциал преподавателей, качество подготовки студентов снижается. Государственное финансирование становится бессмысленным при неэффективном его внедрении и использовании. Если мы посмотрим на трудящихся предприятий и заводов, то мы увидим, что большая их часть - это люди зрелого и уже пенсионного возраста. А все из-за той же нехватки молодых специалистов.
Это может повлечь за собой проблемы, если не заниматься этой проблемой всерьез. В случае сохранения данной тенденции, можно утверждать, что для заполнения технической сферы России придется привлекать квалифицированных специалистов из других стран. Или существует другой, не менее обнадеживающий вариант - России придется стать не перерабатывающей, а лишь сырьевой державой, поставляющий на мировой рынок лес, нефть, и с этого же рынка делать закупки, но уже по во много завышенным ценам, не говоря уже о военной промышленности.
Таким образом, максимальное уделение внимания подготовке кадров в технической среде, а, значит, и развитию промышленности просто необходимо при сегодняшних условиях. Проведение федеральных целевых программ по среднему специальному образованию является лишь толикой в общем списке дел. Нужно искать стимулы привлечения своих людей в данную сферу, начиная именно с образования, потом с улучшения условий труда и заработной платы. Так как обеспечение гражданам страны базового набора социальных благ и высоких жизненных стандартов является фундаментом общественной стабильности, которая напрямую связана с социальной безопасностью.
Москва вошла в топ-7 самых умных городов мира
« В Москве с 18 по 27 августа пройдет школьная выставка-ярмарка | Законопроект о переходе на двухуровневую систему высшего образования » |
Телефоны горячих линий | Задолженность по налогам по ИНН | Аптеки Москвы |