Опубликовано: Январь 20, 2023

Параллельный импорт и развитие экономики России

В начале 2022 года были приняты нормативные акты, позволяющие импортировать в Российскую Федерацию товары, не только, если они приобретены по контракту с зарубежной компанией, которая непосредственно обладает правами на ту или иную торговую марку, но продукция теперь может поставляться в Россию без обязательного получения согласия компании правообладателя. Главным требованием является подлинность ввозимого в страну товара и законность его приобретения.

Необходимо сказать, что сами нормы гражданского кодекса, которые ограничивают возможность параллельного импорта, отнюдь не относятся к обязательным требованиям, предусмотренным международным правом. Во всяком случае, компании США, Китая и многих других стран никогда не были связаны подобными ограничениями. Таким образом, открытие возможностей для российского бизнеса в вопросах параллельного импорта и создание соответствующих правовых механизмов - это способ создания более открытой и эффективной системы внешнеэкономических отношений, в чем сегодня заинтересованы и граждане, и государство, и бизнес.

По итогам трех кварталов, прошедших с введения новых правил, можно говорить о том, какие результаты достигнуты в 2022 году. Объем параллельного импорта в Россию по данным Федеральной таможенной службы превысил $20 млрд, показатель ежемесячного прироста составляет 12%. Основной объем параллельного импорта приходится на автомобили, станки, оборудование, технологические линии, электроника. Но есть и товары легкой промышленности, товары для повседневного использования, одежда и парфюмерия. Пока преждевременно делать прогнозы о возможности полного замещения потребностей внутреннего рынка, тем не менее можно говорить о положительной динамике как минимум в отдельных отраслях, например по данным ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД), параллельный импорт автозапчастей покрывает спрос на сегодняшний день на 50%. А по данным компании «Автостат» благодаря параллельному импорту у россиян есть возможность купить 500 моделей авто 85 брендов. При том, что официально в России 68 моделей авто 17 брендов.

Каковы должны быть дальнейшие действия для того, чтобы обеспечить российскую промышленность необходимым оборудованием и комплектующими, а граждан товарами повседневного спроса.

Во-первых, целесообразно расширять возможности для параллельного импорта таким образом, чтобы любые товары и любое оборудование можно было бы свободно закупать и ввозить в страну вне зависимости от согласия или несогласия на то иностранных политических институтов. Ограничения, требующие при импорте получения специального согласия от правообладателя, резонно сохранить лишь для отдельных товарных групп, нуждающихся в собой сертификации, например фармацевтическая продукция или оборудование, использование которого нуждается в соблюдении специальных мер безопасности, и т. д. По сути, то, что сегодня называется у нас параллельным импортом, является в действительности самым обычным импортом, выполняемым на основе самых обычных торговых операций. И наоборот, импорт, осуществляемый в рамках действующего ГК, является де факто самоограничением для развития экономики страны.

Во-вторых, желательно поддержать активность бизнеса, и в особенности малого бизнеса, по данному направлению. Имеется в виду, что подзабытый сегодня так называемый челночный бизнес мог бы успешно закрывать целые товарные ниши. Для того, чтобы эта модель могла быть успешно возрождена, необходимо не только преодолеть известную осторожность со стороны предпринимателей и сформулировать актуальность этой повестки, но требуется возможно и создание дополнительных инфраструктурных и логистических инструментов со стороны региональных властей. В случае, когда речь идёт о более крупном бизнесе, связанном с импортом дорогостоящего оборудования и техники, желательным является создание условий по демонополизации рынка для возможности вхождения новых участников.

А. В. Рябинин

Омбудсмен по интеллектуальной собственности при Уполномоченном по защите прав предпринимателей РФ

Директор Института экономики и управления в промышленности, д. э. н.




От: А.П.Черемисинова,   -



Внимание! Информация могла устареть!




- Скрыть комментарии (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:

Еще читайте на нашем сайте!

1. Подборка полезных статей о школьном образовании - как подготовить ребенка к школе,

какие вузы наиболее престижны, о школьном питании и многом другом - перейти.

2. Обязательно посетите раздел - безопасность жизнедеятельности, всегда полезно еще раз с 

основными принципами безопасной жизни - от поведения с бездомными собаками и правилами

пожарной безопасности, до действий в критических ситуациях - перейти.

3. Раздел по ЖКХ Москвы - как оптимизировать расходы на коммуналку, приборы учета воды и электроэнергии,

тонкости собраний ТСЖ, домофоны, уборка общедовой территории и масса других вопросов - перейти.

   
Пенсионные вклады
История подержанного авто
Какие документы нужны в ЗАГС

Отказ от ответственности