Опубликовано: Ноябрь 10, 2010

Роль отца в жизни семьи и воспитании детей

Но, как известно, одного желания воспитывать - мало. Требуется еще умение. Любовь подскажет? А разве не бывает любви слепой? И разве не приходится порой слышать: «Воспитываю, как умею!» Или еще хуже: «Воспитываю правильно». И добавляют: «Нечего меня учить!» Семейная педагогика во много раз сложнее педагогики профессиональной. Поэтому сейчас всем уже ясно: необходим педагогический всеобуч!

Думается, одной из форм этого всеобуча стали конференции отцов, которые проводятся сейчас во многих школах. Почему выделили отцов? Так ведь на родительские собрания ходят обычно матери, они - в курсе жизни детей. А мужчины в стороне. Организаторы таких конференций стараются, чтобы не превратились они в обычный разговор о двойках. В 7-й школе Фрунзенского района столицы, например, ребят попросили ответить на вопросы анкеты об отце. Прокомментировала социолог.



Интересно было наблюдать, как отцы входят в зал...

Почти все не знакомы - и друг с другом, и с учителями. Не то, что матери... Но видно, что горды они полученным приглашением. Вопросы анкеты, ответы школьников - обширнейшая информация к размышлению... Приведу некоторые. «Беседуете ли вы с отцом о книгах, обсуждаете ли спектакли?» - «Не обсуждаю, так как почти не вижусь с ним», «Предпочитаю разговаривать с сестрой», «У него много работы, приходит усталый»; «Рассказывает ли отец о работе?» - «Нет, ему некогда. Но об удачах рассказывает - о повышении по должности, о наградах», «Не рассказывает, потому что я у него не спрашиваю», «Мы не ходим в кино, в музеи, редко гуляем, так как гулять папа не любит, а в кино ему душно»; «Хотите ли вы быть похожим на своего отца?» - «Нет, потому что он почти всегда ссорится с мамой», «Нет, он на меня кричит, мало бывает дома, а если бывает, то задумчивый», «Нет, нет! Нет!». 87% второклассников хотят походить на отца, из семиклассников - 53, из восьмиклассников - 45%... Как видите, с возрастом процент уменьшается...

«Воспитываю, как умею!»

И еще на одной конференции отцов я была, в ВТО. Пожалуй, успех превзошел все ожидания. Зал полон... Два часа мужчины сидели, забыв о перекуре. Хочу обратить внимание на выступление главного режиссера Московского театра юного зрителя Юрия Жигульского о роли отца в эстетическом воспитании ребенка. Нередко родители приводят сына или дочь в театр, оставляют в зале, а сами, вместо того чтобы сидеть рядом, сопереживать, - в буфет заглянут, в магазин сбегают... Что дает малышу такой просмотр? С ним не разделили его радость, не поделились впечатлениями!

Надо ли говорить, что еще труднее роль отца в неблагополучной семье. Там, где атмосфера напряжена, где конфликты и скандалы, мужчина обычно вообще не занимается воспитанием детей. Как отмечал профессор И. Кон, социально-педагогические исследования рисуют грустную картину отцовской деятельности. Точнее, бездеятельности. Опрос школьников Уфы показал, что у 2 из ребят отцы не помогают им в учебе, не обсуждают с ними книги, фильмы, телепередачи. Ребята отвечают «взаимностью»: со всеми секретами и бедами они идут, прежде всего, к друзьям, на втором месте - мать, бабушка. Отцы - на предпоследнем, опережая братьев и сестер.

Вот и появился сейчас новый смысл у слова «безотцовщина» - скрытая безотцовщина, когда отец есть, но он не ориентирован на воспитание сына, дочери... В конфликтной семье педагогического воздействия на ребенка такой отец оказать не может - авторитет его равен нулю. И растет ребенок беспокойным, тревожным, упрямым, всего боится... Врачи знают: это невроз, тяжелое нервно-психическое заболевание. По мнению кандидата медицинских наук А. Захарова, причины его - неправильное воспитание и конфликты в семье. Практика показывает: почти всегда в таких случаях мужчина, человек, достаточно мягкий по характеру, давно уже устранившийся от домашних забот-хлопот, делает еще один «широкий жест» в адрес жены: «Ты ведешь хозяйство, ты и воспитывай детей!». А бывает, мужчина и сам рос в семье неблагополучной, следовательно, в детстве он не понял, что значит быть сыном отца. Психологи говорят: у него нет чувства отцовства. В результате женщина вынуждена доминировать в семье, играть роль псевдородителей - и матери, и отца. При этом она нервничает, срывает свое состояние на окружающих, и прежде всего на ребенке.

Смысл слова «безотцовщина»

Если в такой конфликтной семье живет бабушка, система родительских ролей может выглядеть еще сумбурнее: бабушка играет роль матери, относится к взрослой женщине (своей дочери) как к малому ребенку; мать занимает место отца. Ну а отец остается без роли. Так при огромном дефиците мужского влияния ребенок получает избыток влияния женского.

Недостаток мужского влияния стал сейчас, пожалуй, краеугольным камнем воспитательного процесса. И не только дома. Среди школьных преподавателей мужчин примерно 10%. В школе № 32 Ленинского района столицы, где тоже проходила конференция отцов, 48% ребят - из неблагополучных семей. Лишь три преподавателя - мужчины. Директор, завуч, председатель родительского комитета - женщины... Со слезами обращались они к пришедшим на конференцию отцам: «Подключайтесь к школьной жизни! Помогайте нам! Некоторые классы в поход не ходят - не с кем... Не всякая женщина костер может разжечь, палатку поставить. Поймите, не только школе это надо, но и детям!»

Очень нужны мужчины-воспитатели и в детских садах: дефицит мужского воздействия надо компенсировать как можно раньше. Говорят, не мужское это дело... Не здесь ли корень многих бед? Скажем, малыш заболевает: кому брать больничный лист по уходу? Ответ однозначен: тому из родителей, кому это удобнее. Но возьмет бюллетень отец - друзья-знакомые на смех поднимут: «Где это видано!» Знаю я семью - девочка слабенькая, неясельная, бабушек в доме нет. Кто-то из родителей должен на время оставить работу. На семейном совете решили: поскольку мать занимает руководящий пост, пишет диссертацию, да и зарплата у нее побольше, а отец - профессиональный педагог, - сидеть с дочкой ему! И опять: «Где это видано!» Думается, необходимо менять в этом вопросе общественное мнение. И тогда, возможно, встанет вопрос о работе мужчин в детских садах, особенно если малыш воспитывается в неблагополучной семье. И уж совсем, на мой взгляд, это будет полезно, если ребенок растет в семье распавшейся, где конфликт между родителями зашел так далеко, что сохранить супружеский союз оказалось невозможным.

Недостаток мужского влияния - камень воспитательного процесса




От: МаринаМосквина,  



Внимание! Информация могла устареть!

Москва вошла в топ-7 самых умных городов мира




Скрыть комментарии (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:

Это будет интересно почитать в разделах нашего сайта:

Проблемы экологии г. Москвы (в т. ч. утилизации и вывоза мусора, зеленых насаждений и прочего) >>

Организации социальной сферы Западного административного округа (в т. ч. МФЦ) >>

За что можно и за что нельзя сдавать деньги в школе >>

Куда пойти с ребёнком в Москве? >>
 
   
Телефоны горячих линий
Задолженность по налогам по ИНН
Аптеки Москвы
Задолженность по налогам по ИНН

Отказ от ответственности