Электронные трудовые книжки могут стать обязательными уже с 2020 года
Бумажные трудовые книжки могут уйти в прошлое уже с 2020 г. Их перевод в электронную форму на совещании о поправках в трудовой кодекс (ТК) поддержал вице-премьер Максим Акимов, рассказали два собеседника «Ведомостей», узнавших об итогах встречи от её участников, и знакомый Акимова. Электронные документы будут получать все работники, а бумажные - лишь те, кто напишет соответствующее заявление, пересказывают итоги совещания собеседники «Ведомостей». Трудовой договор с сотрудником также можно будет заключить в электронном виде.
О том, что с января 2020 г. в России начнется переход на электронные трудовые книжки, в конце июня заявлял премьер-министр Дмитрий Медведев. По мнению премьера, переход на электронную систему ускорит процесс передачи сведений в Пенсионный фонд России (ПФР), даст дополнительное преимущество работающим удаленно сотрудникам, сократит затраты на кадровое производство. По словам Медведева, введение электронных книжек также позволит
создать базу данных, которая будет хранить информацию обо всей трудовой деятельности человека. Сведения в ПФР будут передаваться в режиме онлайн.
Принудительной оцифровки уже выданных бумажных трудовых книжек не будет, но каждая новая запись (например, о смене работы или изменении должности) начиная с 2020 г. будет фиксироваться уже в цифровую книжку, поясняет «Ведомостям» директор по направлению «Нормативное регулирование» АНО «Цифровая экономика» Дмитрий Тер-Степанов. Структуры «Цифровой экономики» (центр компетенций и рабочая группа по нормативному регулированию) разработали и согласовали эти поправки в ТК.
Вместе с законопроектом АНО «Цифровая экономика» на совещании обсуждали и альтернативный сценарий Минтруда, рассказывают собеседники «Ведомостей». Законопроект министерства не предполагал появления электронных договоров, а переход с бумажных на электронные трудовые книжки продолжался бы с 2021 по 2027 г., говорится в сопроводительных материалах к совещанию (их подлинность также подтвердили два знакомых участников совещания). До конца этого периода трудовой стаж считался бы в двух формах. Законопроект «Цифровой экономики» предлагает обязать вести стаж только в цифровой форме.
Представитель Минтруда лишь подтвердил, что законопроект министерства об электронных трудовых книжках сейчас проходит внутриведомственное обсуждение и не прокомментировал подробности.
Обсуждение законопроектов продолжится, указывает Тер-Степанов. Окончательного решения нет, подтверждает пресс-секретарь Максима Акимова Алия Самигуллина - все еще обсуждаются разные сценарии, в том числе сохранение обязательных бумажных трудовых книжек до 2027 г.
Электронные трудовые книжки избавят бизнес от бессмысленных издержек, а также защитят права работника - сейчас бумажный документ находится в руках у работодателя, который в любой момент может изменить в нем данные, объясняет «Ведомостям» собеседник, знакомый с чиновниками аппарата правительства.
Минтруд и АНО «Цифровая экономика» солидарны в том, что электронные трудовые книжки должны храниться в единой IT-системе ПФР, говорится в материалах к совещанию. Только Минтруд считает, что передавать сведения в систему обязательно день в день, а АНО - не реже раза в месяц, чтобы фонду не пришлось срочно обновлять софт.
Сейчас у ПФР есть необходимая база, чтобы хранить основные сведения о работниках, а для полного перехода на электронный учет не хватает только нескольких учетных полей. К таким выводам пришел Сбербанк по результатам пилотного проекта по созданию электронных трудовых книжек, говорится в тех же материалах. Представитель Сбербанка подтвердил только, что банк поддерживает переход на электронные договоры и электронный учет трудового стажа, на вопросы о пилотном проекте он не ответил.
В прошлом году президент Сбербанка Герман Греф раскритиковал бумажные трудовые книжки. «Сотни тысяч человеко-часов тратятся сегодня на заполнение трудовой книжки, обязательно синей ручкой с синей печатью, чтобы от руки была заполнена», - перечислял он. При этом в случае утери книжки необходимо обойти все предыдущие места работы, так как «пенсию как-то начислять надо», отмечал Греф.
В ПФР уже хранится много сведений: начало работы сотрудника в организации, окончание деятельности, периоды оплачиваемого стажа, либо когда работник находился в отпуске или больничном, перечисляет директор по персоналу SAP в СНГ Вера Соломатина. Не хватает лишь нескольких параметров - информации о должности, особых условиях работы, переводах внутри организации, квалификации, основаниях увольнения, которые могут быть интересны последующим работодателям, добавляет она. «Тинькофф банк» уже передает данные о количестве сотрудников в ПФР, но пока без их персональных данных, заявляет его представитель. У банка есть внутренний HR-портал, который можно синхронизировать с госструктурами, уточняет он. Однако, по его словам, оптимально было бы год потестировать госсистему электронного документооборота, чтобы полностью перейти в нее без потери данных. Пока «Тинькофф банк» оцифровывает личные дела сотрудников и собирает их электронные заявления на отпуск, перечисляет представитель банка.
А еще автоматизация позволяет обновлять требования к новым должностям в режиме онлайн, рассказывает представитель аэропорта "Домодедо" подготовка и оценка персонала. В масштабах современного бизнеса решать такие задачи «на бумаге» невозможно, отмечает он. В ближайшее время аэропорт рассчитывает автоматизировать найм: у каждого кандидата будет личный кабинет, чтобы отслеживать процесс трудоустройства.
Представитель ПФР не ответил на запрос «Ведомостей».
ещё: Правительство Москвы
Москва вошла в топ-7 самых умных городов мира
Это конечно самая главная проблема, тяжело заполнить от руки две строчки. Лучше вести электронно и "терять" базы данных сотрудников. Цифра все спишет...
1