Второе «великое переселение народов» не обошло стороной нашу страну. На работу в нее прибывают миллионы граждан из бывших союзных республик. В Москве их число растет ежегодно на сотни тысяч. По подсчетам специалистов Международной организации труда (МОТ), в России три четверти гастарбайтеров находятся в тени. Поэтому совершенствование правовой базы и правоприменительной практики, обеспечение экономических, социальных предпосылок для приема, обустройства и предоставление гарантий занятости мигрантам стали первоочередными задачами. О том, что необходимо сделать для направления миграционных процессов в цивилизованное русло, рассказывает генеральный директор Московского межрегионального информационно-делового центра Георгий Тимофеев.
Отвечая вызовам времени, нижняя палата парламента приняла Федеральные законы «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Можно сказать, что эти документы существенно изменили отечественное миграционное законодательство?
— Безусловно. Но, возможно, законодателям придется через какое-то время уточнить отдельные положения принятых нормативно-правовых актов в части реализации их в субъектах Федерации, в первую очередь в таких агломерациях, как Москва и область, Санкт-Петербург. В новых законах не учтен, к сожалению, ряд важных обстоятельств. О них, кстати, еще в 2004 г. говорили участники московско-берлинского семинара по миграции. Одним из основных факторов, снижающих эффективность действующего законодательства, является незначительная роль субъектов Российской Федерации в регулировании миграционных потоков. К сожалению, у нас нет и специального органа в структуре исполнительной власти города, который бы отвечал за формирование и реализацию государственной миграционной и интеграционной политики на территории Москвы.
ЦИТАТА«Субъекты Российской Федерации должны иметь более широкие полномочия и возможности реализации государственной миграционной политики
— Иностранцы предпочитают трудоустраиваться в основном в тех российских регионах, где имеются возможности, отвечающие их ожиданиям. Вместе с тем, национальный интерес диктует необходимость оптимизировать баланс трудовых ресурсов на территории всей страны. Смогут ли принятые законы это обеспечить?
— У российских регионов разные возможности для трудоустройства мигрантов, и люди едут туда, где они востребованы. Москва как важнейший финансово-экономический центр — своего рода Мекка для граждан из стран СНГ и Юго-Восточной Азии. Если в конце 1990-х численность дневного населения города составляла около 12 млн. человек, то сейчас она достигает 15 миллионов. Ежедневно в столицу прибывают до 3 млн. человек, в том числе воздушным транспортом – до 40 тысяч, поездами дальнего следования – 115 – 120 тысяч, пригородными поездами – 600 – 650 тыс., автотранспортом – более 2 млн, водным транспортом в период навигации – до нескольких тысяч человек.
Ваш вопрос бьет, как говорится, не в бровь, а в глаз. Принятые правовые акты вызвали глубокую озабоченность. Почему? Да потому, что основные инструменты регулирования миграционной сферы сосредоточатся, по сути дела, в руках федеральных государственных органов: правительства, миграционной службы, а принимать нарастающие потоки иностранцев, создавать им условия для труда и быта, обеспечивать безопасность, защиту законных прав и многое-многое другое будут регионы России. При таком разграничении полномочий централизация всех основных инструментов регулирования процесса миграции приведет к снижению эффективности работы. Целесообразнее было бы делегировать более широкие права в сфере социально-трудовых отношений регионам, испытывающим высокую миграционную нагрузку. Это не только Москва и Санкт-Петербург, но и Дальний Восток, Южный Урал и даже Дагестан, где и так избыток трудовых ресурсов.
ЦИТАТА«Городу придется решать, как включать мигрантов в существующую социальную сферу
— Эксперты утверждают: в стране должен быть орган исполнительной власти по вопросам теневой экономики, неформального рынка труда и миграции. Ваш комментарий?
— Полагаю, эксперты правы. На данном этапе развития нашего общества такой орган власти будет способствовать решению рассматриваемых проблем. Можно было бы, допустим, привлечь государственные службы занятости к работе с мигрантами.
Нам нельзя отказываться от регулирования трудовой миграции. Во-первых, даже московский рынок труда небезграничен. Нам нужна не просто масса «обезличенных» работников, которая наводнит и без того переполненный мегаполис. Требуются конкретные специалисты. Поэтому власть должна иметь инструмент, который бы определял, сколько нам необходимо привлечь иностранных работников, на какие именно специальности.
В-вторых, проверки соблюдения порядка привлечения и использования иностранной рабочей силы на предприятиях города показывают, что на каждого законного мигранта приходится от 15 до 20 незаконных, то есть нелегальных, не имеющих необходимых документов на право работы в городе. И едва ли федеральным органам власти удастся решить проблему удовлетворительным для Москвы образом.
В-третьих, наплыв мигрантов приведет к эскалации напряженности в столице. Ее невозможно будет объяснить низким уровнем толерантности москвичей. Отвечая на вопрос «какое влияние на занятость москвичей оказывает использование иностранной рабочей силы», лишь 9,3 % считают, что положительное. 19,1 % полагают, что никакого. Зато 46,1 % дали отрицательный ответ, а 17,5 % и вовсе крайне отрицательно относятся к данному факту. Выходит, более 63 % опрошенных горожан придерживаются негативного мнения и составляют протестный потенциал. Это крайне тревожно.
В-четвертых, ограничение не является самоцелью. Говоря о квотировании, мы подразумеваем, что городу придется решать, как включать мигрантов в существующую социальную сферу. А это не простая задача.
В-пятых, ресурсы жизнеобеспечения в столичном мегаполисе — и материальные, и нематериальные — уже с большим трудом покрывают колоссальный спрос.
ЦИТАТА«Один из приоритетов программы — взаимодействие с национальными общественными объединениями
— Известно, что столичное правительство приняло и контролирует выполнение городской программы «Москва многонациональная: формирование гражданской солидарности, культуры мира и согласия». В ней также нашли отражение рассматриваемые нами проблемы. Чем это обусловлено?
— Прежде всего, тем, что миграция имеет отчетливо выраженный этнический характер. В столицу устремились в поисках средств к существованию сотни тысяч граждан из бывших республик Советского Союза. Поэтому «В Москве многонациональной…» предусмотрена «последовательная работа с мигрантами, ведение аналитического мониторинга в целях разработки социально ориентированных проектов, направленных на оптимизацию миграционных потоков, интеграцию мигрантов в московский социум, воспитание культуры межнационального общения у всего населения, поддержанию в Москве мира и гражданского согласия». Один из приоритетов этой программы — взаимодействие с национальными общественными объединениями в решении названных выше задач.
— Условия труда и жизни многих мигрантов по ряду важных позиций не соответствуют российским стандартам и рекомендациям МОТ. Наиболее часто встречающиеся нарушения их прав — неоплаченная сверхурочная работа, удлиненный рабочий день, принуждение к выполнению дополнительных функций, несправедливые увольнения и другое. Обследования труда мигрантов показывают, что лишь 25% из них имеют письменный контракт на работу, а 75% заявили, что условия оговаривались устно. 74% получают зарплату «черным налом», что свидетельствует об их вовлеченности в теневую экономику.
— Сказанное вами я дополню еще более ужасающими фактами. По данным санитарно-эпидемиологического надзора, в городе среди мигрантов сохраняется высокая заболеваемость туберкулезом, малярией, сифилисом, педикулезом... Значительное число граждан ВИЧ-инфицированы. Известны случаи заражения брюшным тифом.
А с вовлечением мигрантов в теневую экономику надо бороться не на словах. Чтобы переломить неблагоприятную ситуацию субъекты РФ должны иметь право и возможности развивать инфраструктуру трудовой миграции, обеспечивающих легитимность и безопасность мигрантов. Например, создавать информационно-консультативные центры, оказывать услуги по трудоустройству. Полагаю, становление официальной миграционной инфраструктуры вытеснит из этой области теневые услуги.
Валерьян НИКОНЕНКО