От вагона метро до сложнейших транспортных систем – таков был кругозор инженера Михаила Наумовича Шполянского, которому 25 января исполнилось бы 100 лет.
Инженер-транспортник, он непосредственно участвовал в создании первых советских электровозов, электропоездов, троллейбусов, вагонов метрополитена, систем управления движения транспортом.
15 октября 1934 года Михаил Наумович, руководивший в то время группой работников завода «Динамо» по подготовке к эксплуатации первых отечественных метровагонов, провел от Комсомольской до Сокольников первый пробный поезд Московского метрополитена.
Вот как описывал это историческое событие сам Шполянский: «После тщательнейшей проверки всего оборудования вагонов 12 октября состоялась их обкатка по внутризаводской электрифицированной ветке. Затем 14 октября первые два метровагона прицепили к паровозу, которой по Окружной железной дороге доставил их в строящееся Северное депо метрополитена».
В день пуска блестевшие свежей краской вагоны залил яркий электрический свет – заработала электроподстанция метрополитена. Перед отправлением в рейс многие подходили к инженеру Шполянскому, советовали, как лучше вести поезд по мокрым после дождя путям, особенно на крутом спуске у въезда в тоннель. Как вспоминал сам Шполянский, советчиков он тогда не слушал – настолько был уверен в машине.
И вот первые пассажиры, среди которых были руководители заводов, участвовавшие в создании метровагонов, заняли свои места. В 20 часов 15 минут Михаил Шполянский, встав у мастер-контроллера в кабине головного вагона, совершил первый подземный рейс.
На самом деле тем дождливым октябрьским вечером двухвагонный поезд совершил несколько рейсов. Во время первого скорость не превышала 25 км в час, а в третьем и последующих рейсах достигала 60 км в час. Первые пассажиры, в том числе начальник метростроя П. Роттерт, его заместитель Абакумов, строители, городские руководители Л. Каганович, Н. Хрущев, Н. Булганин поначалу опасались: а можно ли так быстро ездить под землей? Но после поездки говорили: «Однозначно именно так быстро и должны ходить подземные экспрессы в нашем метро! Действительность превзошла все наши ожидания», – восторгались участники тех первых рейсов.
Сегодня путешествие в вагоне метро под землей кажется рядовым событием, но те первые рейсы были особенными – ведь они открыли новую эру – эру скоростного внеуличного транспорта нашей страны!
Константин Черкасский газета "Метро" 01.02.2007
Благодарим Институт МосгортрансНИИпроект и лично Б.Г Хоровича за предоставленные материалы из личного архива М.Н. Шполянского
Москва вошла в топ-7 самых умных городов мира
Банковская карта - драйв кредитная отзывы читайте на banki.ru.
UP |