Вы разговариваете на нескольких языках? Если так, тогда ваш мозг будет вам благодарен. Новое исследование, опубликованное в «Анналах Неврологии» (Annals of Neurology), предполагает, что двуязычие способно замедлить возрастное ослабление когнитивных способностей, даже если второй язык был изучен уже в зрелый период жизни человека.
Ученые под руководством доктора Томаса Бака из Центра Умственного Старения и Умственной Эпидемиологии при Университете Эдинбурга (Великобритания) пишут, что недавние исследования уже продемонстрировали связь двуязычия с задержкой наступления когнитивных расстройств и слабоумия.
Бак, тем не менее, говорит, что их исследование впервые рассматривает ситуацию, в которой изучение второго языка влияет на умственные способности на более позднем этапе жизни; также оно принимает во внимание показатели детского интеллекта.
Ученые провели анализ данных 835 носителей английского языка, рожденных и проживающих в Шотландии и Англии.
В 1947 году, когда всем участникам исследованиях было по 11 лет, они прошли тест, определяющих их умственные способности. Субъекты прошли тестирование повторно в период 2008-2010 гг., когда им было уже за семьдесят. Как часть тестирования, участникам был задан вопрос о владении любым другим языком, кроме английского.
Двуязычные участники превзошли ожидания - из 835 участников 262 человека владели двумя и больше языками. Среди них 195 выучили иностранный язык до достижения 18-летия (11 человек владели двумя языками уже в 11-летнем возрасте), а 65 – после 18-ти.
Сравнив умственные способности участников старшего возраста с прогнозируемыми их показателями, исследователи обнаружили, что двуязычные смогли превзойти ожидания, в частности, в областях чтения и общих интеллектуальных способностей.
Вдобавок к этому, исследователи говорят, что такой же результат был и в группе тех, кто выучил иностранный язык, будучи совершеннолетним.
Комментируя полученные результаты, Бак говорит, что они имеют большое практическое значение. Миллионы людей во всем мире занимаются изучением языков уже после достижения зрелости. Исследование же демонстрирует, что двуязычность, приобретенная во взрослом возрасте, замедляет старение мозга.
Исследователи отмечают, что их работа имеет определенные ограничения. К примеру, владение вторым языком определялось анкетными данными, а не проверкой языковых навыков, что могло повлиять на конечный результат. Кроме этого, слишком мало участников были двуязычными в 11-летнем возрасте, что не дало возможности рассмотреть классический случай параллельного, легкого и безупречного овладения двумя языками.
Как бы то ни было, последнее ограничение может оказаться и сильной стороной исследования, свидетельствуя о том, что изучение второго языка в зрелом возрасте не менее важно, чем овладение им в раннем детстве.