Опубликовано: Март 2, 2009
Программа обеспечения жильем с использованием государственных жилищных сертификатов
Бесквартирных уволенных больше нет
В конце июня состоялся Всероссийский семинар "Десятилетие выполнения государственной программы обеспечения жильем с использованием государственных жилищных сертификатов. Итоги и перспективы».
В ходе семинара были затронуты наиболее важные вопросы обеспечения жильем отдельных категорий граждан, перед которыми у государства имеются обязательства, а также впервые озвучены способы решения наиболее острых проблем, не позволяющих механизму государственных жилищных сертификатов функционировать в полную силу:
- налогообложение жилищных субсидий, реализованных гражданами до 1 января 2008 года;
- целесообразность внесения соответствующих корректив в бюджетное законодательство Российской Федерации;
- необходимость внедрения в социальную практику альтернативного государственным жилищным сертификатам на правления жилищного обеспечения граждан, уволенных с военной службы. Кроме того, будет подробно освещен целый ряд предложений по совершенствованию нормативной правовой базы подпрограммы, планируемый к реализации Минрегионом России, в том числе:
- внесение изменений в закон «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей";
- определение норматива стоимости 1 кв. м жилья один раз в год (в настоящее время эта цифра устанавливается каждое полугодие);
- закрепление за получателями сертификатов права оставлять за собой имеющиеся в собственности жилые помещения при условии сокращения размера социальной выплаты;
- упразднение процедуры дополнительного выпуска сертификатов;
- отказ от формирования основных и резервных списков получателей сертификатов;
- уход от предварительного распределения средств федерального бюджета между органами исполнительной власти;
- увеличение срока, отведенного на выдачу сертификатов гражданам.
В семинаре приняли участие представители Правительства Российской Федерации, Минфина России, а также всех федеральных органов исполнительной власти. ■
Выступая на семинаре, начальник ФГУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ А.В. Мишанов сказал:
- Проблема обеспечения жильем категорий граждан Российской Федерации, перед которыми государство имеет обязательства по обеспечению жильем в соответствии с законодательством Российской Федерации, остается одной из наиболее острых социальных проблем.
30 сентября 1997 года был принят Указ Президента Российской Федерации «О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан». Этим Указом было предусмотрено, что приоритетной формой обеспечения жильем военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, за счет средств федерального бюджета является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.
В 2008 году исполнилось 10 лет институту государственных жилищных сертификатов. За указанное время с помощью этого механизма было обеспечено жильем более 156 тыс. семей граждан (около 510 тыс. человек) всех категорий, имеющих право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. Приобретено и оформлено в собственность граждан более 9,1 млн. кв. метров жилья для постоянного проживания. При этом расходы федерального бюджета составили более 92 млрд. рублей.
И если изначально механизм предоставления бюджетных субсидий для приобретения жилья распространялся только на граждан, увольняемых и уволенных с военной службы, то, с 2005 по 2006 год, государство, оценив больший положительный опыт данного вида жилищного обеспечения, распространило его действие и на другие категории граждан, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета:
- граждане, прибывшие на постоянную работу по контракту в расположенные на территории комплекса «Байконур» организации, финансируемые за счет средств федерального бюджета, и увольняемые (уволенные) с работы на комплексе «Байконур»;
- участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавшие в результате этих аварий, и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г.;
- граждане, признанные в установленном порядке вынужденными переселенцами и включенные территориальными органами Федеральной миграционной службы в сводные списки вынужденных переселенцев, состоящих в органах местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в получении жилых помещений;
- граждане, выезжающие (выехавшие) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Утвердив новую подпрограмму и унифицировав способы обеспечения жильем граждан, перед которыми имеются федеральные жилищные обязательства, государство планирует значительно сократить к 2010 году количество очередников на жилье. Однако, несмотря на то, что объем бюджетного финансирования подпрограммы до 2010 года на сегодняшний день с учетом проведенных корректировок составляет около 160,9 млрд. рублей, в рамках подпрограммы будет обеспечено жильем только 116,7 тыс семей граждан (всего в очереди вышеуказанных граждан на получение жилья состоит порядка 511 тыс. семей). Ранее заданием подпрограммы было предусмотрено обеспечить жильем 132 тыс. семей граждан, но рост цен на недвижимость помешал. Уже сегодня дефицит финансовых средств для выхода на ранее запланированные показатели, заложенные изначально в подпрограмму, уже составил около 21 млрд. рублей.
Всего же для стопроцентного обеспечения жильем всех очередников понадобится бюджетное финансирование в объеме около 469 млрд. рублей.
Анализ хода реализации подпрограммы в 2006-2007 годах показал, что больше всего жилья гражданами приобреталось в Московской области (4,3 тыс.! квартир), г. Санкт - Петербурге (2,9| тыс. квартир), Краснодарском (более 2,1 тыс. квартир) и Хабаровском (более 1,3 тыс. квартир) краях. На долю данных субьектов Российской Федерации приходится около 25% всего приобретенного жилья посредством сертификатов. Всего же было оплачено 41,8 тысяч договоров купли-продажи жилья, заключенных при реализации сертификатов на сумму более 43,2 млрд. рублей. Приобретено и оформлено в собственность более 2,3 млн. квадратных метров жилья для постоянного проживания. При этом средневзвешенная цена 1 кв. м. приобретаемого жилья в Российской Федерации составила в 2006 году - 17,9 тыс. рублей, а в 2007 году - 24,5 тыс. рублей.
Одними из основных направлений повышения эффективности механизма реализации сертификатов, позволяющих одновременно стабилизировать ценовую политику на рынке недвижимости, является применение института ипотечного жилищного кредитования, а также использование потенциала сертификатов в сфере строительства быстровозводимого жилья с применением технологий и проектов малоэтажного строительства.
Высокая скорость строительства быстровозводимого жилья позволяет владельцу сертификата гарантированно совершить все необходимые операции по приобретению жилья в пределах срока действия сертификата, который согласно требованиям нормативной правовой базы подпрограммы не должен превышать девяти месяцев со дня его выдачи. При этом владелец сертификата имеет дополнительную возможность выбора проекта планируемого жилья и его планировки.
Возможности механизма государственных жилищных сертификатов еще более расширяются при использовании ипотечного жилищного кредитования, где владелец сертификата либо берет ипотечный кредит на разницу стоимости приобретаемого жилья и размера выделяемой ему посредством сертификата субсидии, либо приобретает жилье меньших размеров, которое в дальнейшем может использовать как залог.
В процессе семинара участники обсудили вопросы судебной практики при реализации подпрограммы, перспективу развития автоматизированной информационной системы и многое другое. Грамотами и дипломами Минрегиона были награждены наиболее отличившиеся сотрудники региональных отделений дирекции.
Заместитель министра регионального развития С.И. Круглик высказал мнение, что программа ГЖС потихоньку сужается, но возникает не менее сложная: выработка стратегии в ликвидации муниципальных очередей на получение социального жилья. «Мы надеемся, что другие органы власти примут у нас отработанные механизмы, чтобы по этому принципу обеспечить нуждающихся в жилье, перед которыми несут ответственность уже муниципальные органы», - сказал СИ. Круглик.
Семен Николаев
«Строительство и Бизнес» № 7 ( 95 )
От: МаринаМосквина,  
Внимание! Информация могла устареть!
Москва вошла в топ-7 самых умных городов мира
Скрыть комментарии (0)
Похожие темы: