«Тартюф» на современный лад - это интересно. Чем еще можно преобразить классику Мольера, если не экспериментом и игрой с пространством зала и теми, кто решил принять участие в новой постановке в качестве простого зрителя? Разумеется, идея комедии не нова. Ее сюжет замешан на качествах человеческой натуры из категории «не» - недобрый, неверный, ненадежный и т.д. Большинство человеческих пороков автор заключил в герое, имя которого ныне используют, как нарицательное.
Представьте себе... Париж и дом Оргона. Тартюф - молодой и смазливый юноша, - втирается в доверие к хозяину особняка. Ученый, благородный и дюже скромный, такой набожный и добродушный человек, - так думал Оргон о своем госте, не обращая внимания на слова доброжелателей и своих домочадцев, которые пытались донести до Оргона правду о сущности Тартюфа. Более того, добрый господин переписывает на юношу свои капиталы и дом, отдает на хранение кассу мятежников. А далее следует получасовая острая развязка, о которой мы умолчим.
Известный на протяжении 350 лет сюжет приобрел новое звучание и интерпретацию в руках режиссера Филиппа Григорьяна. Электротеатр «Станиславский» и «Тартюф» - это сумасшедший симбиоз. Уникальный зал, где постановщик работал впервые, и декорации насытили спектакль таинственной и драматичной атмосферой - вот появляется из люка сам Тартюф в исполнении Лера Горин, окутанный дымкой, словно исчадие ада. Его грим - борода, длинные космы и острый взгляд сквозь них, - напоминают распутинский облик. Причем, критики проводят параллель между образами Распутина и Тартюфа, особенно в данной интерпретации. Не менее узнаваем образ Николая II в герое Оргона (исполнил Ю.Дуванов). И, разумеется Франция - это Россия.
Подача действия не менее вкусна и необычно. Мизансцена представлена видеороликом: видеоряд накладывается один на другой эпохальными проекциями. Они раскрывают задумку автора о сопоставлении стран, эпох и героев.
Актерский состав, кроме главного дуэта представлен Ириной Гриневой (в роли Эльмиры), Еленой Морозовой (Дорина), Екатерины Андреевой, Юлии Абдель Фаттах, Анастасии Фурса, Анны Даукаевой (дочери Оргона).
Необычным показалась зрителям игра со сменой залов, стилистикой пространства во время смены действий. Первое действие постановки длится более двух часов, оно выдержанное и текучее по времени и сменяется динамичной развязкой во втором действии. Ее продолжительность занимает не более получаса.
Второму действию Филипп Григоьян придал эффект некого фокуса с пространством. Зрители переходят во время антракта в сектор с миниатюрной сценой, где места расположены по обе стороны от нее напротив друг к другу. Театральная атрибутика напоминает фетиш: занавес - кусок полиэтилена, мундиры и торжественные платья превращаются в гимнастерки и кожанки чекистов (художник по костюмам Г. Солодовникова).
И здесь полностью начинает править Мольер. Если в первом акте режиссер выстраивает текст с сочными вкраплениями стихов и песен, то во втором - преобладает оригинальный мольеровский стиль на французском языке, который, однако, заканчивается репликой «... какая-то получается». Не будем опошлять изложенное.
И на закуску всегда интересно услышать мнение зрителей. Нельзя сказать, что впечатления от григорьянского «Тартюфа» однозначные, но большая часть гостей «Станиславского» не поняла собственных эмоций - настолько необычным было зрелище. Кто-то отметил собственную грусть от увиденного, кто-то - удивление, а иные зрители отметили фойе театра с выставкой. Смешно. Однако не стоит полагаться на мнение иных, лучший отзыв можно составить, лишь положившись на собственные эмоции и впечатления. Так чего же ждать? Пора! Пора идти к Тартюфу, он все еще ждет.
Москва вошла в топ-7 самых умных городов мира
UP |