Опубликовано: Август 27, 2007

Гастарбайтеры в Москве

Поток гастарбайтеров в столице растет с каждым годом. Что делается столичными властями для контроля потока мигрантов, газете «Метро» рассказал начальник Управления организации трудового обмена Комитета межрегиональных связей и национальной политики города Москвы Чернецов Евгений Васильевич.

Для иностранцев квота, для москвичей работа

- Каковы показатели по количеству привлеченной иностранной рабочей силы в Москве на данный момент?

- С 15 января текущего года по настоящее время в Москве получили разрешение на работу более 400 тысяч иностранных граждан. Но это цветочки, ягодки впереди. Реалии таковы, что установленный квотами объем привлечения иностранной рабочей силы на московский рынок труда - 810 тысяч разрешений в этом году - может быть многократно превышен. Дело в том, квоты могут быть исчерпаны уже к октябрю, но потока приезжих это не уменьшит.



Возникает трудность, не предусмотренная законодательством. Москва получает избыточный приток мигрантов. Это может привести к деформациям в социальной сфере, возникновению напряженности в отношениях между населением города и приезжими, осложнению санитарно-эпидемиологической и криминогенной обстановки. Нужна новая схема квотирования.

- А что это такое, квотирование?

- Квотирование - это механизм для ограничения притока иностранной рабочей силы на внутренний рынок труда.

- Что представляет собой современный механизм квотирования привлекаемой иностранной рабочей силы?

- 22 декабря прошлого года правительство Российской Федерации приняло постановление №783, по которому работодатели должны подать заявки на привлечение иностранных работников до 1 мая по особой форме, которую Минздравсоцразвития России должно было разработать в течение месяца. В субъектах Федерации поступившие заявки следовало рассмотреть, обобщить, подготовить свои предложения по объемам квот и до 15 июля направить их в Минздравсоцразвития. То есть, работодателю, чтобы вникнуть в суть оставался всего один месяц. Поэтому многие просто не успели этого сделать. Естественно, возникли сложности и у региональных властей со своевременным представлением своих предложений.

Но проблема даже не в этих проволочках, а в том, что по действующему законодательству работодатель может набирать иностранную рабочую силу, не подавая заявку. Настоящая анархия. И чем больше мы разъясняем существующий порядок, тем больше работодатели понимают, что не обязаны отчитываться.

- Но все-таки заявки поступают?

- Да, заявки подаются из года в год. Но в целом это где-то 8% от общего числа предприятий, активно привлекающих работников из ближнего и дальнего зарубежья. А таких предприятий в Москве около 13 тысяч. Существующий механизм квотирования не позволяет реально регулировать рынок труда и отнимает много сил и времени, поэтому правительство Москвы выступает за отмену действующего механизма.

- Каковы, по вашему мнению, основные недостатки существующего механизма квотирования?

- У системы квотирования, к сожалению, много недостатков. Первый минус - это то, что между началом сбора заявок работодателей об их потребности в привлечении иностранных работников и окончательным утверждением размеров квот правительством Российской Федерации проходит почти год.  За год многое может измениться. Так чаще всего и получается. Во-вторых, как я уже говорил, работодатель не обязан подавать заявки на привлечение иностранных работников, просто нет такой нормы. Установленный порядок требует обобщить заявки по крайне громоздким формам в соответствии с утвержденной методикой в течение одного месяца. Это в существующих объемах просто невозможно сделать. Представьте на минуту, что температуру воды в вашем душе вы можете регулировать только по переписке с дэзом...

И, может быть, главное. Допустим, подсчитали мы с требуемой точностью, сколько и каких именно работников нужно нашим работодателям. Написал в заявке, что нужен тебе один сварщик, - получи. Однако в действительности, чтобы принять на работу одного сварщика нужной квалификации, кадровая служба  компании порой выбирает его из сотни претендентов.

Таким образом, изменение действующего порядка квотирования должно развиваться в сторону его упрощения и повышения реальной эффективности.

- Каковы ваши конкретные предложения?

- Мы выступаем за то, чтобы субъекты Российской Федерации вместе с профсоюзами и объединениями работодателей сами определяли потребность в привлечении иностранной рабочей силы и сами выдавали разрешения на работу.

- Почему вообще возникает необходимость в иностранной рабочей силе? Могут ли отечественные предприятия обойтись без работников со стороны?

- Труд - это, пусть специфический, но товар, а привлечение иностранной рабочей силы - это ввоз товара на наш внутренний рынок из-за рубежа. Неконтролируемый ввоз товара, особенно по заниженным ценам, разрушает свой рынок, ведет к предсказуемым, негативным социально-экономическим последствиям. Да, работодателю часто выгоднее создавать рабочие места с заниженной - от 3,5 до 6 тыс. рублей - оплатой труда в месяц. Но такая оплата труда для местных работников неприемлема. Не принимая это в расчет, многие эксперты объясняют необходимость постоянного увеличения притока гастарбайтеров тем, что москвичи, мол, - «белоручки». Формируется массовое мнение о том, что без привлечения иностранной рабочей силы все в одночасье остановится. Но это заблуждение! Иностранная рабочая сила не панацея, главная проблема в явно заниженной оплате  труда. Нам действительно нужны иностранные работники, но только тех профессий и квалификации, которых нет в стране. На первых порах, может, и выгодно заменять экскаваторы толпами землекопов, но это только на первых порах. Если мы во все отрасли начнем привлекать работников из-за рубежа, то лишим работы своих. От этого возникают социальные проблемы, ухудшается общее благосостояние населения. Так, например, по данным исследований Всемирного банка, на ноябрь прошлого года, увеличение в стране на 0,5 % числа иностранных работников уменьшает зарплату местных работников на 1%. Сегодня в Москве, по экспертным оценкам, до 30% от числа всех занятых - иностранные работники, официальные и нелегалы. А тезис о том, что москвичи не хотят работать опровергает существование в столице таких предприятий, как Метрострой, который за всю историю своего существования не привлек ни одного иностранного работника. Там работают только москвичи или жители ближнего Подмосковья. У Метростроя нет проблем с кадрами, хотя работа очень тяжелая. Обратный пример: есть в Москве предприятие, которое выиграло тендер на разработку самолета  «Боинг-787» за счет того, что понизило оплату труда. Работу теперь будут выполнять авиаконструкторы из Ташкента, Тбилиси, Киева за зарплату 10 тыс. рублей в месяц.

- Ну и пусть иностранные рабочие получают зарплату, на которую москвичи не согласятся. Все равно без работы и те, и другие не останутся в столице. Тогда в чем вы видите угрозу обширного привлечения иностранцев?

- Да, в Москве один из самых низких в стране уровней безработицы - 0,6%. Но следует учитывать и структуру такой занятости. Зачастую квалифицированные кадры вынуждены идти в разнорабочие, или, получая диплом по одному направлению, специалист идет в отрасль, где больше платят. Происходит эрозия рынка труда, которая в конечном итоге распространяется и на систему образования. Своих специалистов с каждым годом становится все меньше. Не дожидаясь социальных проблем, нужно плавно замещать иностранных работников своими.

- Для того чтобы постепенно заменить иностранную рабочую силу своей, какие изменения должны быть внесены в механизм квотирования?

- Механизм квотирования был задуман как один из ограничителей привлечения иностранных работников. Механизм оказался бесполезным. По большому счету необходима разработка антидемпингового законодательства, сдерживающего понятное  стремление работодателей создавать рабочие места с заниженной оплатой труда. На выходе мы должны получить регулирующую систему, при которой заработная плата иностранных работников не должна быть ниже средней, установленной по отрасли для специалиста определенной степени квалификации, с учетом региональных, например, климатических особенностей.

В Москве разработана Московская городская целевая миграционная программа на 2008-2010 годы, которая предусматривает  постепенное замещение иностранных работников отечественными специалистами. Для этого прежде всего нужно готовить своих специалистов, позаботиться об их цивилизованном проживании, например, во временных гостиницах упрощенного типа, и многое другое.

- Что имеется в виду под временными гостиницами упрощенного типа?

- Гостиницы упрощенного типа (ГУТ) - это административно-бытовые городки  на основе жилых модулей. Такие модули давно используются при вахтовом освоении залежей полезных ископаемых, при необходимости расселения людей, лишившихся жилья вследствие техногенных, природных катастроф, или по иным причинам. Строительство временных гостиниц упрощенного типа планируется за счет инвесторов, которые давно поняли выгоду от строительства подобного жилья. В составе ГУТ предполагается наличие пункта охраны общественного порядка и медпункта. Администрация ГУТ, выступая в роли принимающей стороны, сможет ставить приезжих на миграционный учет, что повышает заинтересованность предпринимателей в их создании.

- Как оградить город от мигрантов, являющихся носителями опасных инфекционных заболеваний?

- До 14% приезжающих в Россию на заработки иностранцев заражены опасными для окружающих заболеваниями, но медицинское обследование проходят лишь те из них, кто заключил договор с работодателем на срок более 90 суток. В связи с этим представляется необходимым внести изменения в действующий порядок выдачи иностранцам разрешений на работу, поставив условием выдачи разрешительных документов предварительное прохождение медицинского обследования, а также расширить перечень опасных заболеваний, носители которых должны  выдворяться из страны.

- Что должен делать город по программе цивилизованного использования мигрантов?

- Мы разрабатываем механизм миграционного терминала, способный комплексно решать проблемы, связанные с  трудоустройством и проживанием привлеченных работников.

Миграционный терминал будет заниматься отбором необходимого количества квалифицированных работников по требуемым специальностям, созданием системы организации легальных трудовых потоков, обеспечением правовых, бытовых и иных условий пребывания законных мигрантов, способствовать их адаптации.

Ника Мельникова газета "Метро"  17.07.2007




От: МаринаМосквина,  



Внимание! Информация могла устареть!

Москва вошла в топ-7 самых умных городов мира




Скрыть комментарии (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:

Это будет интересно почитать в разделах нашего сайта:

Проблемы экологии г. Москвы (в т.ч. утилизации и вывоза мусора, зеленых насаждений и прочего) >>

Организации социальной сферы Западного административного округа (в т.ч. МФЦ) >>

За что можно и за что нельзя сдавать деньги в школе >>

Куда пойти с ребёнком в Москве? >>

   
Пенсионные вклады
Семья и дети
Какие документы нужны в ЗАГС

Отказ от ответственности