Опубликовано: Август 8, 2013

Психологические аспекты в работе и общении с пожилыми людьми

Врачи, психологи, специалисты по общественной и социальной работе, работающие с пожилыми людьми, да и просто каждый из нас, у кого есть престарелые родственники или знакомые должны иметь базовые знания о психологических и личностных характеристиках людей позднего возраста. Начиная общаться или работать со старыми и пожилыми людьми, многие уже в первую неделю получают неудовлетворенность от этого, причины того лежат в недостаточном осмыслении старых людей, недооценке их потребностей и потенциала. Ключевая угроза для тех, кто работает с пожилыми людьми, — это утрата чувствительности к их индивидуальным надобностям и нуждам. Возникает тип стрессов, который связан с недостатком умений, знаний и компетентности, необходимых в работе с этой возрастной группой. Специалисту надо иметь познания, например в религии, традициях определенных культур, душевными травмами после болезней или трагичных событий и т.д.

Многие люди при приближении пожилого возраста, который обычно начинается с выхода на пенсию, ощущают особый психологический кризис — «пенсионный стресс». Он определен необходимостью отказаться от стандартного стиля существования, а иногда и смысла жизни (допустим прекращения рабочей деятельности или уменьшение ее интенсивности, объема, плодотворности; мнение круга общения; изменение нынешнего социального статуса и ролей, уменьшение доходов и т.д.). Кроме того, пенсионный возраст нередко ассоциируется со старостью, недугами, одиночеством, общественной никчемностью. Всё это может усугубляться нестабильностью современного мира, политической обстановкой и другими составляющими. Старость каждого человека индивидуальна и неповторима, потому и подходы в работе с пожилыми людьми должны быть индивидуальны.

Среди людей позднего возраста чаще всего наблюдаются два основных типа: к первому имеют отношение люди сварливые и тяжелые в общении; второй тип - люди с противоположным характером. С первыми никто не хочет находиться рядом, иногда кажется, что они сознательно выставляют свой нрав «на показ». Они жалки и несчастливы, часто бывают покинуты родственниками, близкие просто не хотят поддерживать с ними отношения, обходятся скромным общением в честь каких-нибудь праздников. На подобный процесс старения оказывают влияние такие черты характера как несамостоятельность, отсутствие инициативы, мнение других людей, подчинение указаниям с тем как поступать и что делать. Люди чувствуют себя беспомощными, и у них быстро складывается стереотип «негативной» старости.

Второй тип людей полная противоположность. Они с возрастом будто становятся лучше, собирают вокруг себя немало близких, друзей, и родственники стремятся чаще навещать их. Эти люди поражают своим очарованием, кажется, что они действительно счастливы. Как правило, они обладают и более крепким здоровьем. Счастливая старость — это удовлетворенность новой жизнью, своей ролью в этой жизни, человек испытывает положительные эмоции, которых не знал в прошлом.

Старики, естественно, ожидают от детей, что те будут помогать, заботиться о них. Но могут быть и другие ситуации, когда некому проявить о них заботу, или дети просто отправляют их в «дома престарелых». В тоже время, как бы ни был хорош этот интернат, человек чувствует себя в нем ограниченно, теряет возможность принимать самостоятельно какие-либо решения, и уж тем более не может реализовать своих планов. Поэтому так важна социальная помощь пожилым людям. Она рассчитана на создание условий, благодаря которым клиенты сами могут контролировать свои жизненные ситуации.

Конечно, особое внимание приобретает отношение самих пожилых людей к той помощи, что им оказывают, например, социальные работники или врачи. Зачастую имеет место недоверие, нежелание быть как-то зависимыми от чужих, сторонних людей, работник воспринимается ими как объект, который должен нести ответственность за их нравственное и материальное положение, физическое здоровье. Старики стремятся получить как можно больше услуг со стороны, возлагать на работников выполнение всех бытовых дел.

Работа с людьми в возрасте во всех странах считается одной из самых тяжелых и напряженных во всех отношениях: разочарование лиц велико, которые обеспечивают уход за ними. Чтобы избежать его, необходимы понимание, высокая профессиональная подготовка, знание психологических свойств пожилого и старческого возраста. Работа с пожилыми людьми вызывает огромное число проблем для тех, кто ею занимается. Довольно часто доводится сталкиваться с ситуациями горя, тяжелых потерь и смерти. Работникам приходится постоянно слушать пожилых людей, которые рассказывают о своей жизни. Старые люди, а особенно в нашей стране, имеют воспоминания о войнах, репрессиях.

Нередко это бывает «болезненно» слышать, оставляя отпечаток на дальнейшее общение с человеком. Бесспорно, мы не можем не сочувствовать людям пожилого возраста. В таких ситуациях необходимо подталкивать к приятным воспоминаниям. Эта работа требует особой эмоциональной настройки и подготовки. Ошибка специалиста может заключаться в том, что из-за негативных первых эмоций работник будет воспринимать своих клиентов одинаково, как равноценных друг другу. Но каждый человек индивидуален, поэтому нельзя работать со всеми в равной степени. У работника не должно быть отрицательного отношения к людям преклонного возраста, поэтому можно представить себе образ «мудрого старика» или «мудрой пожилой женщины». Это позволяет пересмотреть свое восприятие к пожилым. Мудрость стариков связывают с богатым жизненным опытом, это вызывает уважение. Чтобы понять пожилого человека, необходимо правильно настроить с ним контакт, дать понять, что ваша помощь является добровольной, и не зависимо от того как он к вам отнесется, вы всё равно будете прислушиваться к нему как к более старшему и зрелому человеку, постараетесь помочь.

Мало кто получает истинное удовольствие от такой интенсивной и эмоционально напряженной работы. Однако правильная и упорная направленность в этой области деятельности поможет получить богатый опыт в данном занятии, и уже не будет возникать частных проблем. Научитесь верно оценивать положение дел и находить выход из сложных ситуаций. Тогда клиент останется доволен не только вашей работой, но и приятным отношением и общением.

 

Почему российские пенсионеры мало путешествуют
Наши современные пенсионеры
Кредитование пенсионеров? Вполне реально!
Вернут ли работающему пенсионеру региональные доплаты?
Индексация страховой части пенсии
Рост числа онлайн-жалоб в связи с недобросовестностью арендаторов в адрес Властей Москвы
Пенсии - перспектива работать дольше

 




От: KittyGaf ,  








Похожие темы:

   
Пенсионные вклады
Семья и дети
Какие документы нужны в ЗАГС

Отказ от ответственности