В каждой школе всегда найдется несколько учеников, больше других досаждающих учителям. Они – зачинщики всех драк, прогульщики и двоечники. Их боятся одноклассники, а заветная мечта преподавателей – избавиться от трудных подростков. Тем не менее, есть учебное заведение, где подобным ученикам будут только рады, более того, ребенку, отличающемуся примерным поведением, при всем его желании, в обучении в такой школе откажут…
«Будешь себя плохо вести – отправим учиться в специальную школу!» - пугают учителя и директора школьных хулиганов. Стоит ли этого бояться, наш корреспондент узнал, побывав в специальной общеобразовательной школе № 7, где учатся дети с девиантным (отличающимся от нормы) поведением из всех районов Северо-Западного округа.
Уютный, необыкновенно зеленый школьный двор с всевозможными цветниками и клумбами напоминает скорее территорию мирного санатория, чем площадку школы, подобной известной всем по фильму «Республика ШКИД» (а именно так многим представляется специальная школа).
Кто ее воспитанники? Это дети с нормальным интеллектом, а зачастую и очень способные, но не желающие учиться, конфликтные, иногда склонные к бродяжничеству. Не являются исключением любители спиртного, наркоманы или мелкие воришки. Все они состоят на учете Комиссий по делам несовершеннолетних муниципалитетов и около 70 % - в ОВД районов. Именно направление КДН и является основанием для приема в специальную школу. Почему детям свойственно такое поведение? Четкого ответа на этот вопрос не существует: устойчивое мнение о том, что виной тому родители-алкоголики, не всегда оправданно – среди учеников школы № 7 встречаются и дети из вполне благополучных семей. Говоря о составе учеников, директор школы Наталья Михайловна Долгих отмечает, что в школе значительно больше мальчиков, но в агрессивности и неадекватности поведения им не уступают малочисленные представительницы слабого пола, уверенные в собственной безнаказанности. Тем более приятно учителям видеть плоды своего труда: превращение не бывает одномоментным как в сказке, но не заметить успехи в воспитании невозможно. Мало того, сотрудники школы утверждают, что вместе с детьми исправляются и их родители: проявляют интерес к успехам детей, перестают пить.
Главный принцип, действующий в специальной школе – это индивидуальный подход к каждому ученику и применение личностно-ориентированных технологий (ЛОТ) в выполнении учебного плана. При поступлении школьник проходят психолого-медико-педагогическую комиссию, в ходе которой с ним знакомятся преподаватели, логопед, психиатр, дефектолог и другие специалисты. Они выявляют проблемы подростка и составляют план по их решению. На каждого ученика составляется индивидуальный учебный план по каждому предмету, который реализуется в течение года.
В школе учится около 100 учеников с 5-го по 9-й класс, а с 2007-2008 учебного года начнет работу 10-й и впоследствии 11-й классы. Программа обучения включает те же предметы, что и во всех общеобразовательных школах, но дополнительных и факультативных занятий намного больше. В итоге у учеников школы № 7 рабочий день получается больше, чем у взрослых людей: с 8 до 18 часов, и так шесть дней в неделю. Справедливости ради надо отметить то, что школьники не сидят за партами все 10 часов, учеба лишь в первой половине дня. Кроме нее – бесплатное трехразовое питание, прогулка, занятия в многочисленных кружках и подготовка домашних заданий, а по субботам – различные экскурсии. В классах лишь 8 – 10 человек, поведение которых контролирует воспитатель, присутствующий на всех уроках. На каждые 25 человек приходится один психолог и один социальный педагог.
Наличие такого количества сотрудников помогает не только дать ученикам полноценное образование, но и помочь подросткам превратиться в успешных и нормальных людей и навсегда покинуть «группу риска». Зачастую в этом учебном заведении ребенку комфортнее, чем где-либо: на отклонениях в поведении, дефектах речи и других отличительных особенностях ни одноклассники, ни учителя внимания не заостряют. А вот здоровье, настроение и присутствие в школе волнует и воспитателей, и педагогов. Они звонят ученику домой, а затем и приезжают, стоит тому лишь один раз не явиться на уроки.
Важную роль в исправлении поведения детей играет их занятость, и не только умственным, но и физическим трудом. Урокам физкультуры отводится не два часа в неделю, а от трех до пяти, плюс занятия в секциях после уроков. Интересно, что ученикам специальной школы рекомендуются не все спортивные игры, а лишь те, в которых нет прямого контакта между соперниками: это настольный теннис и волейбол. Сетка, натянутая между игроками различных команд, препятствует возникновению агрессии и драки.
Воспитанники школы № 7 имеют возможность начиная с 7-го класса выбирать будущую профессию. Раз в неделю дети посещают учебные комбинаты и профессиональные училища.
Отдельно надо сказать о педагогическом составе: здесь быть хорошим специалистом в своем предмете недостаточно, важно уметь находить общий язык с трудными подростками. Напугать их плохими оценками или наказаниями невозможно, а значит, выход другой – заинтересовать учеников. Только так можно добиться от них адекватного поведения на уроках и хорошей успеваемости. Важную роль играет и система поощрений. Грамоты, награды, устная похвала, но обязательно на виду у всего класса, а может быть, и школы. «Трудные» подростки привыкли быть «плохими» в своей школе и делать вид, что их это устраивает, но, испытав успех однажды, они стараются еще не раз пережить подобные ощущения. «Когда мы награждаем школьника грамотой, - рассказывает директор школы Наталья Михайловна Долгих, - то видим, что он не может скрыть своего счастья, а потом долго ходит по школе, не выпуская из рук заветного документа». «Мы часто ездим на спортивные соревнования в другие школы, - присоединяется к разговору Владимир Александрович Петухов, учитель физкультуры и заместитель директора по обеспечению безопасности, - и после победы в них ребята не снимают с шеи полученных медалей. Так и едут через весь город в общественном транспорте. А на следующий день, после того, как всем школьникам становится известно об успехе своих «коллег», в кружки, где занимаются победители, записываются еще десятки человек. Дети начинают понимать, что успешными людьми не рождаются, побед нужно добиваться самим и это возможно».
«Важно осознавать, что направление в нашу школу – не диагноз и не пожизненный приговор, - говорит Н.М. Долгих, - за успехи в обучении и хорошее поведение ребенок снимается с учета и не редкость - возвращение в ту школу, где он учился прежде. Говоря об успехах, хочется отметить Светлану Обуткову из Митина, которая окончила 9-й класс без троек, или заметное улучшение поведения братьев Романа и Дмитрия Ковальчуков из того же района». Надо добавить, что после того, как подростки выходят за пределы школы, администрация продолжает наблюдать за судьбой бывших учеников в течение двух лет и по эти наблюдения показывают, что абсолютное большинство бывших учеников специальной школы № 7 полностью меняют свое мировоззрение, отношение к жизни, и их поведение уже никак нельзя называть девиантным.