Опубликовано: Июнь 19, 2012

Кризис столичных таксистов

С 1 июля российским автомобилистам, занимающимся без лицензии коммерческим извозом, грозят пятитысячные штрафы. Незаконными станут как «бомбилы», так и большинство такси, работающие без лицензии по телефонному вызову. Но столичный рынок такси и без этого ожидает кризис люди все больше стали экономить на такси. Общественный транспорт, эффективность работы которого растет, также теснит извозчиков.

С 1 июля вступают в силу поправки в КоАП, отложенные на полгода, предусматривающие за коммерческие перевозки людей без лицензии вышеназванные штрафы. В российской столице на сегодняшний день таксистам выдано более 7 тысяч лицензий, хотя общее число «извозчиков» в Москве составляет около 50 тысяч, при этом лишь треть этих лицензий получили частники. Но даже крупнейшие таксомоторные компании пока еще не полностью «лицензировались». У них после 1 июля могут возникнуть проблемы, так как некоторые водители, формально работающие как индивидуальные предприниматели, не получили необходимые лицензии по причине очень высоких требований к квалификации водителя и качеству автомобиля.

По словам руководителей таксомоторных компаний, их положение с получением лицензий не стало лучше. Станет намного больше проверок документов, возрастут штрафы за остановки в неположенных местах. Легальных таксистов на выделенные полосы пускать так никто и не собирается. Возможно повышение тарифов для пассажиров.

Многие индивидуальные таксисты не успели получить лицензии, так как в штрафы не верят, однако массовые облавы приводят их в чувство. Прогнозируется, что «бомбилы» довольно быстро покинут улицы. Власти столицы обещают более плотно работать с ГИБДД и постоянные контрольные поездки.

Сами водители боятся не только лицензирования, но и ужесточение штрафных санкций за неправильную парковку. После увеличения штрафов до 3 тысяч рублей за парковку на пешеходном переходе, остановке или тротуаре многие неформальные стоянки такси окажутся под угрозой. Таксистов это пугает больше, чем штраф за отсутствие лицензии, так как, выполняя многие заказы, приходится останавливаться под запрещающим знаком. Чтобы соблюдать все правила, необходимо будет отказаться от многих заказов.

Закон о столичном такси начала разрабатываться десять лет назад, но принят был в 2011 году. Также были установлены размеры штрафов за безлицензионную перевозку пассажиров. Лицензии выдаются бесплатно, однако для того, чтобы попасть в реестр, к такси предъявляются жесткие требования. Среди абсолютного большинства прошедших лицензирование - владельцы новых иномарок (до двух лет). У чиновников не встретило понимания альтернативное предложение от таксомоторных компаний о выдаче легальным таксистам заметных издали желтых номеров.

В роли частника

Рассмотрим, как пример, работу одного из большой армии московских «бомбил». На «Баррикадной» возле ночного бара не в самом трезвом виде в окошко машины заглядывает молодой человек, говоря «До Войковской, двести!». На дворе полночь. Еще год назад любой «бомбила» над таким предложением просто бы посмеялся. В ночное время раньше на такое расстояние начинались с пятисот рублей. Подержанная машина потребляет на сотню литров пятнадцать бензина, поэтому за 20 км она «съест» почти всю сумму, предложенную пассажиром. На предложение «Может, триста?» пьяный голос возражает, что это много и больше он не даст.

Создается впечатление, что ночные улицы столицы заполняют только два типа машин: различные такси и дорогие автомобили руководителей, поздно возвращаются домой. Практически нет автомобилей бедных и молодых - затонированных «ВАЗов», которые ездят только по большим проспектам и спальным районам, а на центральных улицах лишь гламур и такси.

Не хочется везти нагловатых подвыпивших граждан 20 км за прибыль в 50 рублей, поэтому таксист отъезжает. Однако других пассажиров совсем мало - даже в полночь, проездив полчаса по Бульварному кольцу, можно не найти. Как только кто-нибудь, напоминающий пассажира, подходит к проезжей части, на перехват к нему мчат минимум две-три машины. Пока первый водитель торгуется с человеком на обочине, второму остается терпеливо ждать, остальные злятся и объезжают создавшуюся пробку, высматривая новых пассажиров.

Есть частники на весьма подержанных «Жигулях» и «Москвичах», ожидающих пассажиров у метро. Берут они так же, как и остальные - любая поездка по району стоит 100 рублей. Новые автомобили они не собираются, поэтому стать легальными таксистами им, естественно, не светит.

Покупка новых автомобилей является экономически неоправданной, так как за последние годы цены на извоз отстают от инфляции, а в течение последнего времени и вовсе снижаясь. К примеру, в среднем за шесть часов «работы» выручка «бомбилы» составляет примерно 2 тысячи рублей, из которых половину он потратит на бензин. Условная прибыль составляет 1 тысячу рублей, что немного меньше, чем 200 рублей в час. Несколько лет назад - в 2008 году этот показатель был намного выше - в те времена за час можно было заработать примерно 500 рублей. Причина заключается не только в более дешевом бензине,  четыре года назад. Дело в том, что в последние месяцы стало намного меньше пассажиров, которые выходят на тротуар и поднимают руку.

Многие водители, которые раньше подбирали пассажиров «с руки», стали работать совсем по-другому. Люди все чаще не машут рукой на тротуаре, а звонят в диспетчерские. Гораздо удобнее позвонить по телефону и вызвать машину по указанному адресу, которая приедет через пару минут, чем бегать с поднятой рукой у дороги. Теперь днем, если только не стоять у метро с «прикормленными» машинами, заполучить пассажира стало намного сложнее.

А причиной тому - общественный транспорт. Увеличилось количество маршруток и автобусов, поэтому выходящие из метро люди предпочитают дальше добираться именно на них, так как это намного дешевле. Маршрутки и автобусы на больших магистралях подъезжают к остановкам не реже, чем через каждые 4-5 минут. На периферийных улицах ситуация другая - автобуса там можно по-прежнему ждать не меньше получаса, однако и «бродячим» таксистам туда заезжать не очень выгодно.

Доходными являются дороги средних размеров, где даже может быть трамвайная линия, но общественный транспорт не всем подходит. Ну и, конечно же, для «бомбилы» счастье - это ночь и непогода, когда нужно развозить группы и парочки, причем не к ближайшей станции метро. Опытным «бомбилам» удается за день заработать 3-4 тысячи. Для этого они не стесняются перекрыть движение по двум правым полосам, умеют торговаться. Но лучше всего - отчисление небольшого процента (10-15%) неформальному «диспетчеру» у метро, а еще лучше  - заключить договор с диспетчерской фирмой.

Однако в целом, как можно убедиться, привычный с начала девяностых годов элемент городской столицы, которым являются «бомбилы», уходит в прошлое. Такой бизнес становится невыгодным экономически, неконкурентоспособным по отношению к легальным такси. Кроме этого, общественный транспорт, который с каждым годом развивается, во многих случаях является более удобным вариантом.


От: Наталья Казакова





Похожие темы


----------------------------

   
Пенсионные вклады
История подержанного авто
Какие документы нужны в ЗАГС

Отказ от ответственности