Опубликовано: Август 23, 2017

Как власти и застройщики сделали Химки невыносимым для жизни местом.И почему район стал «большой торговой лавкой Москвы»



Источник: https://cont.ws/@adviser095/695045

Химки — один из крупнейших городов-спутников Москвы с населением около 240 тысяч человек. Город располагается сразу за Московской кольцевой автодорогой и находится по обе стороны Ленинградского шоссе. Плотность населения Химок — около 2180 человек на квадратный километр (для сравнения, в Пекине она составляет 1180 человек на квадратный километр). За последние десять лет население города выросло примерно на 60 тысяч жителей, в 2015 году прирост составил 8 тысяч. Химки страдают от перенаселенности, как и все города Подмосковья.

Но ситуация осложняется транспортным коллапсом: районе покрыт густой сетью автодорог, его пересекают две радиальные дороги, выходящие из Москвы, железнодорожная магистраль, а с севера примыкает крупный аэропорт «Шереметьево».



Масштабные стройки

По мнению местных жителей, главная проблема в Химках кроется в безответственности строительных компаний и властей при застройке территорий. Возводя многоквартирные дома, они не задумываются об инфраструктуре: детских садах, школах, парковках и дорогах. В 2013 году активные жители Химок даже создали неформальное объединение «ХимСовет», чтобы совместно решать проблемы застройки города и контролировать действия властей.

Как рассказывают члены «ХимСовета», десять лет назад Старые Химки были по большей части малоэтажным городом. Сейчас же трех-пятиэтажные дома сносятся, на их месте возводят небоскребы, а остальная инфраструктура остается той же, что и раньше. Активисты считают, что незаконная и точечная застройка — причины практически всех протестных акций в Химках в последние годы.

«Многих конфликтов можно было избежать, если бы власти шли на диалог, но жителей никто не спрашивает, — считает активистка «ХимСовета» Антонина Стеценко. — Чаще получается, что во дворах все против застройки, а общественные слушания сфальсифицированы, стройка идет и повлиять на нее никак нельзя».

Например, много лет длится противостояние местных жителей с представителями власти и застройщиками в парке «Дубки» в Новых Химках. Изначально это была территория защитного «зеленого» пояса, оставленного в городской черте для благоприятной среды жизни горожан. Когда главой Химок был Владимир Стрельченко, парк «Дубки» уменьшился почти в два раза: с 25 га (в 2005 г.) до 14,3 га (в 2012 году).

Правозащитники считают, что в Химках существует «угроза социального взрыва». Причины народного недовольства — не только хаотичная застройка, но и завышенные (выше, чем в Москве) тарифы ЖКХ, проблемы безопасности жителей, отсутствие доступных спортивных сооружений, недостаток школ, детских садов и рабочих мест. Большинство жителей, не работающих в Москве, трудятся в Химках в сфере услуг и торговле — рядом с городом выстроено несколько огромных торговых центров «Мега», «ИКЕА», «Ашан», «Гранд» и т.д. Местные жители иногда шутят, что Химки превратились в огромную торговую лавку Москвы.

Координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов считает, что Химки — это зона стихийного бедствия. «Там сейчас понастроено такое количество жилья, что произошло локальное перенаселение, — говорит Шкуматов, — Не хватает места для машин, для людей, не достаточно общественных пространств».

Он утверждает, что от бесконтрольной застройки наиболее пострадала территория вдоль Ленинградского шоссе.

«Чудовищная застройка в Химках велась вдоль Ленинградского шоссе, — рассказывает эксперт в области градостроительства и охраны культурного наследия, глава московского областного отделения «Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры» Евгений Соседов.

— Этот пейзаж дополняют гигантские торговые центры. Приезжаешь, например, в «Мегу-Химки», видишь этот бескрайний ангар торгового центра, и вокруг него стеной стоят дома». Получается, что единственный объект досуга и развлечений для местных жителей это только торговый центр. Людям больше некуда пойти: со всех сторон дороги. Центром их жизни оказывается «Мега Молл», а не парки и культурные объекты.

«На мой взгляд, это абсолютно негуманная среда. В итоге, город превратился в спальный пригород Москвы, каменный мешок. Так он развиваться не должен. Единственное, за счет чего спасаются Химки, — это канал имени Москвы. Там есть еще несколько парков, по которым можно гулять, выход к воде», — считает эксперт Евгений Соседов.

Автомобильный коллапс

Город Химки разделен на две части: Ленинградское шоссе рассекает город на Старые и Новые Химки. Дома в Новых Химках продолжают расти как грибы, но две части города по-прежнему соединены одной-единственной дорогой. В результате автомобили намертво стоят не только на въездах и выездах из Москвы — пробки на большинстве улиц Химок рассасываются только к ночи. Ситуация усугубляется активным движением через город со стороны аэропорта Шереметьево, Лобни и Долгопрудного.

«Люди стали больше выезжать из Химок на работу в Москву. Для этого им нужен транспорт, отсюда проблемы с пробками, все дворы заставлены машинами», — рассказывает научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства, коренной житель Химок Михаил Блинкин. В городе недостаточно общественного транспорта, считает он. «Общественный транспорт, который существует, как правило, курсирует от Химок до Москвы и обратно.

По самим Химкам ходит немного автобусов, трамваев, на которых, например, можно добраться до станции Химки, до других удаленных территорий города. Для этого надо проводить полноценные исследования, разрабатывать транспортную стратегию города. Нужно посмотреть, где и сколько людей живет, куда они едут на работу. На мой взгляд, главная задача в Химках — это создание полноценной системы общественного транспорта», — говорит Блинкин.

По мнению эксперта, все свободные территории, которые были в Химках, за прошедшие двадцать лет были застроены многоэтажными домами без учета транспортных проблем. Это и вызывает локальные автомобильные коллапсы в городе.

За последние десять лет в Химках был взрывной рост населения, и город не смог с ним справиться. «Массе людей из новых районов надо, конечно, как-то передвигаться. Все пытаются выехать из своих дворов на центральные магистрали, перекрывают движение», — отмечает Михаил Блинкин.

«У нас два года назад был яркий случай, когда скорая помощь отказалась проезжать к нам во двор, потому что протиснуться было невозможно. И мы соседа нашего несли на носилках из дома до машины скорой помощи, — вспоминает член инициативной группы жителей 8-го микрорайона Химок Антонина Стеценко. — Не проехать, не пройти. Мест для парковки все меньше, на этом фоне у местных жителей все время происходят стычки. В ЖК «Юбилейный» иногда чуть до драк дело не доходило из-за споров, кто первый проедет, кто какое парковочное место займет. Все это из-за того, что творят застройщики».

Что делать с проблемой дорог и парковок — не совсем понятно, потому что выжить в Химках без машины невозможно, считает координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов. Как и в любом подмосковном городе, ездить в Химках приходится не только на работу. «Даже за продуктами нужно отправляться в Ашан, поликлиник в Химках не хватает, за медицинской помощью тоже нужно выезжать в Москву. Отсюда и проблема нехватки машиномест (не хватает около 20 тысяч мест для парковки). Нужно специальное пространство для стоянки автомобилей, чтобы выводить их из жилых зон», — говорит эксперт.

Экология

Много лет назад Химки заслуженно называли «зеленым городом» с живописной природой. Отдельным предметом гордости были городские парки, основу которых составляли дубы. «Химки – это по-прежнему очень интересная территория, там все еще много парков. Местные жители всегда отдыхали там на территории канала, который тоже представляет полноценную городскую структуру», — рассказывает эксперт Михаил Блинкин. По меркам ближайшего Подмосковья в Химках немало лесов, парков, скверов, но, как утверждают экологи, они не спасают. В городе развита тяжелая промышленность, много фабрик, шесть военных заводов. («Энергомаш», авиационный завод им. Лавочкина и др.). Из-за этого страдает экология всего Химкинского района. По словам опрошенных экспертов, земли здесь загрязнены выбросами промышленных предприятий и автотранспорта. Поэтому дальнейшая вырубка зеленых зон просто недопустима.

Нынешнее химкинское «многоэтажье» выросло из дачного поселка на берегах речки Сходни. Местной достопримечательностью был Химкинский лес — вековая дубрава (сосны, ели, липы), богатая ягодами и грибами. В 2000-е годы лес стал объектом ожесточенной борьбы сторонников и противников вырубки в нем просеки для строительства трассы М11. Несмотря на протест местных жителей и экологов, участок магистрали все же был проложен через Химкинский лес. Защитники леса уверены, что дорога нанесла непоправимый ущерб экологии Химок, а сама трасса являлась коррупционным проектом.

«Уничтожение «зеленых зон в Химках — серьезная проблема. Недавно был показательный случай: на улице Бабакина начали уничтожать газон, вместо него будут укладывать асфальт для парковочных мест. Многие местные жители вощмущаются, потому что зелени почти не осталось, дышать нечем. Асфальт летом нагревается и получается, что мы превращаем город в одну большую сковородку», — говорит координатор «Химсовета», член инициативной группы жителей 8-го микрорайона Химок Антонина Стеценко.

Стеценко рассказывает: «Мы долго боролись против вырубки рощи в районе улицы Марии Рубцовой, где строились жилые комплексы компании ПИК. Вопрос о сохранении зеленых зон нам даже удалось задать губернатору Московской области Андрею Воробьеву в прямом эфире. Он сказал: «Зеленые зоны мы не затрагиваем. Если у вас другая информация — пишите письма». И мы писали, но ничем хорошим это не закончилось. Мы конечно чуда особого не ждали, но такое наплевательское отношение расстраивает. В итоге, эту зеленую зону площадью 2,4 гектара полностью вырубили».

Руководитель лесного отдела Гринпис России Алексей Ярошенко, считает, что подобные схемы территориального планирования Московской области, строительство радиальных автомагистралей «могут привести к появлению вокруг столицы единой урбанизированной территории диаметром около 120 километров». «При реализации этих планов у большинства лесов ближнего Подмосковья (в том числе, и в Химках) в пределах автомагистрали А107, Малого московского кольца, практически нет шансов на выживание», — утверждает Ярошенко.

Ценные места

Достопримечательности Химок — это не только огромные популярные торговые центры и гипермаркеты. По мнению председателя московского областного отделения «Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры» Евгения Соседова в городе много объектов, представляющих культурную и историческую ценность, и при желании Химки можно сделать привлекательными для туристов.

«На территории округа Химки есть несколько храмов 19-20 века, к счастью, они там все восстановлены и действуют, — рассказывает Соседов. — Есть старинные усадьбы, но все они не привлекают особого внимания ни властей, ни жителей». Нет никакой политики властей в этом направлении, утверждает эксперт. Коренные жители Химок могут даже не подозревать, что рядом с ними есть какие-то исторические объекты, потому что они находятся в запущенном состоянии.

Вот несколько примеров интересных исторических объектов в Химках. К югу от Химок расположена усадьба Середниково, связанная с выдающимися людьми 18-19 веков, здесь в 1829-1832 годах проводил летние каникулы юный Михаил Лермонтов. Немного позднее в Середниково рос будущий премьер России Петр Столыпин. Усадьба отреставрирована, хотя и дополнена «новоделом», есть живописный пруд. На северном выезде из Химок (23-й км Ленинградки) стоит памятник «Ежи», символизирующий ближайший к Москве рубеж, куда сумели дойти немцы в 1941 году.

Чтобы показать отношение властей Химок к наследию города, глава ВООПик Евгений Соседов рассказал, как энтузиасты защищали усадьбу Киреево 17 века на территории левобережных Химок. «На рубеже 19-20 веков это было одно из родовых имений известных русских меценатов Мамонтовых — место собраний интеллигенции серебряного века.

Парк с аллеями и прудами сохранялся аж до конца 2000-х годов, — рассказывает Соседов. — Потомки Мамонтовых ходатайствовали перед властями Химок, чтобы им передали территорию усадьбы — хотели ее восстановить для туристических целей и создать там музей. Власти прочно держались за эту землю и отказывали таким благотворительным проектам. В итоге, рядом с усадьбой выросла гигантская свалка бытовых отходов, которую видно прямо с дороги, и ее никак не могут закрыть».

Активисты обращались в правительство Московской области, к президенту. Все закончилось тем, что и Институт генплана Москвы, и областное Министерство культуры не признали усадьбу Киреево памятником, хотя ее ценность (мемориальная, историческая) была очевидна. Парк был врублен, по его территории провели дорожную развязку трассы Москва-Санкт-Петербург. «Развязку вполне можно было отодвинуть в сторону промзоны и помойки, но проще всего было провести ее через парк, проект был согласован с властями. Рядом с развязкой свалка, вокруг нее строятся многоэтажки. Вообще не представляю, как там люди могут жить, повсюду зловоние и пейзаж чудовищный», — говорит эксперт.

Варианты решения проблем

Эксперты сходятся в том, что коллапс в городе возник из-за «бездумной строительной политики» и предлагают варианты решения проблемы. Координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов говорит, что в Химках нужно строить многоуровневые стоянки для автомобилей. «Построить такое большое количество парковочных мест на ограниченной территории можно только путем строительства многоуровневых парковок. Задача местных властей в данном случае — выделять участки под строительство стоянок, искать инвесторов, выступать соинвесторами и пытаться расширять парковочное пространство», — говорит Шкуматов.

По его подсчетам на строительство стоянок для автомобидей должно быть направлено несколько миллиардов рублей. «Себестоимость машиноместа в многоуровневом паркинге составляет порядка 300 тысяч рублей. В этом случае единственно возможный вариант — привлечь автомобилистов, чтобы они выступили соинвесторами в таком проекте. Но сейчас это невозможно сделать, потому что никто не станет вкладываться в обустройство парковочного пространства, если ему не будут отдавать место под автомобиль в собственность, как недвижимость. Схема, когда сами жители будут вкладываться в строительство паркингов, может помочь разгрузить город и освободить его от машин. Но для этого необходимо принять соответствующие поправки в законе», — утверждает эксперт.

Научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин, считает, что в Химках должен быть ясный и понятный план строительства, стратегия развития и сохранения города. «Мы должны понимать, где, что и зачем мы строим, какой результат мы достигаем при этом. Мы должны строить так, чтобы город улучшался, появлялись новые общественные пространства, капиллярная сеть улиц, модернизировались заброшенные территории, и при этом сохранялась структура города. Причем, развитие не всегда подразумевает новую застройку. Химкам нужно не столько новое строительство, сколько создание полноценной транспортной сети», — утверждает Блинкин. Некоторые эксперты считают, что надо «уходить в землю» и строить в городе настоящее метро. Когда-то Химки действительно были включены в план развития метрополитена в Московской области. Согласно Генплану Москвы за 2006 год в Химках должны были появиться сразу несколько станций метро. Однако, этот проект так и не был принят — на месте предполагаемых станций уже стоят торговые центры.

Евгений Соседов, председатель московского областного отделения «Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры» говорит, что выход из ситуации очевиден. Надо действовать в соответствии с градостроительным кодексом. «Должен быть утвержден грамотный, качественный генеральный план, правила землепользования и застройки. Ничего другого изобрести невозможно. Можно говорить про какие-то красивые моратории на застройку, но у нас нет в законе понятия «мораторий на застройку». Все равно где-то какое-то необходимое строительство будет вестись. 80% городов в Московской области не имеют градостроительного плана, который бы был согласован с экспертами и горожанами. Те генпланы, которые власти выносили на публичные слушания, — очень низкого качества. Фактически они разработаны не для жителей и города, а в интересах конкретных застройщиков. Потом миллиарды из бюджета города тратятся на разгребание проблем, созданных безумной застройкой.

В итоге, это не развитие получается, а опустошение бюджета и деградация», — заключает Соседов.




От: Kirova,  



Внимание! Информация могла устареть!

Москва вошла в топ-7 самых умных городов мира




Скрыть комментарии (0)

UP


Вход/Регистрация - Присоединяйтесь!

Ваше имя: (или войдите через соц. сети ниже)
Комментарий:
Avatar
Обновить
Введите код, который Вы видите на изображении выше (чувствителен к регистру). Для обновления изображения нажмите на него.


Похожие темы:

Отказ от ответственности