Органы опеки и попечительства входят в структуру исполнительной власти. В некоторых случаях их функции могут возлагаться непосредственно на органы местного самоуправления. Но чаще они формируются как самостоятельные подразделения, - отделы, управления и т. п. В разных регионах России их название может иметь свою специфику, но функции остаются едиными для всех, - это забота и отстаивание интересов граждан любого возраста, нуждающихся в социальной защите со стороны государства:
Либо уже находящихся под защитой государства:
Соответственно, осуществляется и надзор за деятельностью различных учреждений, куда такие граждане могут быть помещены, а также попечителей, опекунов и приемных родителей.
В силу специфики работы специалисты органов опеки и попечительства вынуждены постоянно взаимодействовать с учреждениями образования, здравоохранения, МВД, прокуратуры, судебной и пенитенциарной систем. Поэтому их основные функции и порядок работы регулируются не только соответствующим Законом №48-ФЗ, принятым в 2008 г., но и большим количеством нормативных актов смежных ведомств.
Также строгие требования предъявляются к порядку оформления, хранения и дальнейшей передачи в архив всей документации, от которой непосредственно зависят судьбы множества людей.
Подобная информация поступает прежде всего от органов, непосредственно контактирующих с жителями территории, - педагогов, медицинских работников, сотрудников полиции (участковых уполномоченных и инспекторов по делам несовершеннолетних),
Кроме того, с соответствующими заявлениями обращаются неравнодушные граждане, - соседи, коллеги, случайные прохожие, ставшие свидетелями вопиющих случаев.
Конечно, во избежание проверок заведомо ложных доносов из личной неприязни или сведения счетов, закон позволяет не рассматривать анонимные обращения. Но в некоторых особых случаях они бывают оправданы опасением заявителя за собственную безопасность. Так что только сотрудник органа опеки может принять решение об оправданности, а иногда и срочности проведения соответствующей проверки.
Если в семье уже есть люди, находящиеся под опекой и попечительством, или несовершеннолетние были переданы в приемную семью, проверки проводятся планово, регулярно с целью контроля и профилактики возможных нарушений.
По сигналам обычно проверку проводят в течение трех дней с момента поступления заявления. Но в некоторых случаях, представляющих реальную угрозу для жизни и здоровья либо самих граждан, нуждающихся в помощи, либо окружающих, реагировать приходится крайне оперативно. Иногда с привлечением сотрудников полиции, а иногда и психиатрических бригад скорой медицинской помощи.
При этом входить в жилые помещения сотрудники имеют право только в трех случаях:
Во время проведения проверки сотрудникам органов опеки предписано законом вести себя максимально корректно и аккуратно, не входить в отдельные помещения без сопровождения хозяев, перепроверять любые полученные сведения и исходить прежде всего из интересов лиц, потенциально нуждающихся в защите. Особенно, если речь идет о несовершеннолетних.
Часто именно представители органов опеки помогают сохранить семьи, оказавшиеся в сложном положении, восстановить в них нормальную жизнь, что иногда значительно важнее и ценнее для ребенка, чем жизнь в казенном учреждении или с чужими людьми.
Поэтому обследуя условия жизни потенциальных подопечных или опекунов, специалист оценивает их не по формальным признакам, а по совокупности всех факторов - от жилищных условий в целом и наличия самого необходимого до психологического климата в семье и состояния здоровья ее членов.
Эти функции, в зависимости от ситуации, могут быть доверены как близким родственникам, так и посторонним людям, если они отвечают соответствующим критериям.
Близкие становятся опекунами обычно в результате неожиданных событий - гибели или внезапной тяжелой болезни членов семьи.
Посторонние граждане приходят к решению выступить в подобной роли осознанно и задолго до того, как им предоставляется такая возможность. Поэтому у органов опеки и попечительства как правило имеется достаточно времени, чтобы оценить не только материальные возможности, но и психологическую готовность претендентов к этой непростой миссии. В случае положительного заключения, они заносятся в соответствующую базу данных. Что позволяет при необходимости решать вопросы защиты нуждающихся в ней достаточно оперативно. Причем, если не удается найти подходящий вариант на своем уровне или в ближайшем окружении, органы опеки могут обратиться к базам данных других территориальных образований. Как и передать в них информацию о ребенке, оставшемся без попечения родителей.
Во многих случаях решения, связанные с опекой и попечительством, принимаются в судебном порядке. Только суд может, например, принять решение:
Кроме того, суд может опираться на рекомендации органов опеки при решении вопроса, с кем из родителей будет проживать несовершеннолетний после развода. Заслушивать их представителей при рассмотрении дел, связанных с опекой и попечительством.
Но помимо подготовки различны документов в судебные инстанции, на органах опеки и попечительства лежит большой объем работы. Из которой около 30% приходится на непосредственные проверки с выездом на места, а остальное - на работу с документами по обеспечению прав граждан, нуждающихся в соответствующей помощи.
Это прежде всего подготовка проектов распоряжений и постановлений:
Вторая большая группа документов связана непосредственно с судьбой лиц, над которыми установлены опека или различные формы попечительства. Это документы, необходимые для:
При этом органы опеки не только принимают непосредственное участие в реализации судебных решений (например, об изъятии ребенка из семьи), но и продолжают контролировать условия его жизни и состояние здоровья. Помогают родителям, в том числе, приемным, или опекунам разрешать спорные ситуации, решать вопросы воспитания, образования, лечения, трудоустройства или отдыха подопечных.
И, наконец, именно на органах опеки и попечительства лежит ответственность за все, что связано с материальными и имущественными правами лиц, оказавшихся под опекой, попечительством либо надзором. От назначения средств на их содержание до сохранности и управления их имуществом, включая жилые помещения или доли в них.
Именно органы опеки:
Но даже при таком большом объеме разнообразной работы сотрудники органов опеки и попечительства обязаны не только своевременно и полно отвечать на поступающие заявления, обращения и запросы организаций и граждан, но и вести их непосредственный прием для консультаций и проведения разъяснительной работы обо всем, что касается этой сложной сферы деятельности. Особенно с учетом остроты, болезненности и деликатности возникающих вопросов. Поэтому помимо правовых знаний сотрудники этих органов должны быть хорошими психологами. И просто хорошими, неравнодушными людьми.
Москва вошла в топ-7 самых умных городов мира
UP |
« «Островок безопасности» для детей появился в Силино | Москва подготовила масштабную программу для детей в дни летних каникул » |
Телефоны горячих линий | Задолженность по налогам по ИНН | Аптеки Москвы |