Опубликовано: Февраль 5, 2012

Проблемы первоклассника

В период между шестым и седьмым годом жизни ребенка происходят радикальные перемены. С этого момента начинается новый этап интенсивного физического и интеллектуального развития, совершенствование уже приобретенных навыков и формирование новых, более сложных навыков общения и поведения. Таким образом, систематическое обучение детей этого возраста начинается с приходом в школу.

Традиционно принято считать, что единственная задача для первоклассника состоит в умении научиться читать и писать. Не существует никаких сомнений, что это является приоритетом для школы, главной целью которой является интеллектуальное развитие ребенка. Но на самом деле перед первоклассником появляются куда более трудные задачи, которые связаны с полным развертыванием личностного потенциала - не только интеллектуального, но и физического и социального уровня. В школе дети должны почувствовать свою автономию и ответственность за приобретение ими знаний, социальных норм и стандартов поведения. Они должны понять, что ученик – это часть коллектива, часть общества, должны приобрести уверенность в себе, тем самым заложив основы истинной эмоциональной и социальной зрелости. Поэтому успешный старт в начале школьного образования является особенно важным. Но это лишь один из этапов перехода от дошкольного к школьному возрасту, который начинается задолго до первого дня в школе, а длиться может иногда до конца первого учебного года. Основным компонентом этого перехода является адаптация к школе. По сути это процесс психической корректировки качеств ребенка в изменившихся условиях жизни и деятельности. И у детей шести-семи лет, безусловно, есть достаточный потенциал, чтобы справиться с этими изменениями, но все же возникают и проблемы. Первая и очевидная причина возникновения трудностей состоит в том, что первокласснику приходится резко менять многие свои уже существующие стереотипы и одновременно осваивать новые, гораздо более сложные формы интеллектуальной деятельности и социального поведения в совершенно незнакомой обстановке. С другой стороны, существуют значительные индивидуальные различия в способностях детей в адаптации к новым требованиям. Родители первоклассников также различаются в отношении к школьному образованию и имеют разную степень готовности для оказания помощи и поддержки ребенка в процессе обучения. Также огромное значение имеет влияние и личность учителя, которая является суммой качеств как профессиональных, так и на человеческом уровне.



Что же создает проблемы в адаптации?

• Существенные качественные различие между стандартами поведения дома, в детском саду и в школе. С первого дня в школе ребенок сталкивается с большим количеством правил и ограничений, существование которого до сих пор даже не мог себе представить. Некоторые из них даже ему непонятны, например, нельзя свободно ходить по классной комнате в течение урока, необходимость поднимать руку, чтобы что-то сказать, нельзя выкрикивать и перебивать других и т.д. Большинство учителей имеют навыки, чтобы быстро справиться с проблемами дисциплины. Но если класс в целом является «трудным» или учитель не имеет достаточного опыта, усвоение простых школьных правил иногда занимает довольно много времени и стоить много нервов учителям, детям и родителям. В этом случае остается меньше времени для непосредственной работы на уроке, потому что большая часть урока посвящена наведению порядка в классе с помощью стимулов и санкций. С одной стороны, это замедляет процесс непосредственного обучения и формирования необходимых навыков и умений детей. С другой стороны, эмоциональное напряжение оказывает негативное влияние на адаптацию первоклассника.

Нельзя игнорировать и другие объективные причины, которые не дают ребенку показать свои реальные возможности. Основными факторами риска являются проблемы со здоровьем ребенка или другого члена семьи, плохие условия жизни, серьезные финансовые трудности родителей, плохой психологический климат в семье (конфликт между взрослыми, длительное отсутствие одного из родителей, развод и т.п.). Все эти факторы значительно влияют на достижения ребенка и его самооценку, то есть на его собственное чувство компетентности в процессе обучения. Чувство собственного достоинства (самоуважение, самопринятие) у ребенка формируется в основном за счет родительских отношений. Но в школьном возрасте дети начинают принимать во внимание мнения и других людей из окружающей среды, и в первом классе это учителя и одноклассники.

• Многие первоклассники впервые оказываются в конкурентной среде. Эта атмосфера может быть особенно напряженной для детей, которым до сих пор не приходилось защищать себя. Конкурентоспособность - это качество, которое во многом формируется в семье. Это может происходить спонтанно в семьях, где больше одного ребенка и где созданы условия для ее возникновения. Но она также может быть сформирована, если усвоение знаний и хорошее образование являются семейными ценностями. И здесь не обязательно, чтобы взрослые имели высокий уровень образования и престижные профессии: культуру стремления к знаниям можно формировать с раннего возраста, поддерживая любопытство и интеллектуальное развитие ребенка. Дети из таких семей обычно имеют сильную внутреннюю мотивацию к совершенству в обучении, они быстро и безболезненно адаптируются к школьной жизни.

• Бесспорно, родители играют жизненно важную роль в создании соответствующей эмоциональной среды, которая помогает первокласснику в адаптации. Психологические исследования выявили основные факторы родительского отношения, которые существенно влияют на это:

1. Реалистичные картины текущего уровня развития ребенка в момент поступления в школу. Родители, которые имеют соответствующие ожидания в достижениях обучения, не проявляют сверхкритичность и чрезмерные требования к ребенку.

2. Вера в способности и будущие успехи ребенка. Предлагая ребенку выполнять обязанности, соответствующие его возрасту, родители помогают развить уверенность в своих силах.

3. Выражение тепла и любви к ребенку. Речь идет не о природных эмоциональных вспышках чувств к нему, а о методах воспитания в семье. Дети с высокой степенью адаптации к школьному обучению, как правило, из семей с авторитетным, но не авторитарным стилем воспитания. У таких детей четкое понимание соответствующих возрастных ограничений и норм поведения, им легче установить контакт с учителями и быстро привыкнуть к школьным требованиям.

4. Систематическое общение между родителями и ребенком. Это самый важный фактор для успешного старта в школе. Когда родители совместно с ребенком читают книги, обсуждают прочитанное, они формируют у него интерес к знаниям и соответствующее отношение к обучению задолго до поступления в школу.

• Для многих первоклассников посещение школы связано с первыми разлуками с семьей. Впервые в своей жизни ребенок должен построить доверительные отношения с незнакомыми взрослыми. Более того, независимо от требований школы и отношения там к ребенку всегда существует отличия внутренних стандартов. И чем больше эти различия, тем труднее настройки. Проблемы адаптации могут возникнуть как от резкого изменения повседневных стереотипов, так и из-за новых обязанностей, которые появились у ребенка. В школе ребенок получает большую самостоятельность, но есть еще долг - быть старательным, дисциплинированным, внимательным и т.д. И если все эти требования вместе взятые ложатся на ребенка, который не имеет достаточно внутренних ресурсов, чтобы справиться, то адаптация занимает больше времени, а иногда сопровождается временным снижением мотивации к учебе.

Опыт учителей начальной школы показал, что трудности в адаптации происходят реже у детей, которые посещали детский сад. Такие дети более независимые и уверенные в себе, легко общаются со сверстниками, имеют тесную связь с учителем и часто неохотно обращаются за помощью. Они быстро ориентируются в новых условиях, и их адаптация к школьной жизни является менее болезненной. Очевидно, что в данном случае значительным является социальный опыт в детском саду. Но он только поддерживающий фактор, а в качестве основы для успешной адаптации ребенка служат взаимоотношения в семье и индивидуальные особенности ребенка. Первоклассник нуждаются в помощи до тех пор, пока проблемы адаптации не утихнут. Чаще всего они связаны с нарушениями дисциплины, иногда с трудностями в процессе обучения. Учителя хорошо знакомы с этапами адаптации в школе и, как правило, особое внимание требуется от родителей, ребенок которых не адаптировался в течение первых месяцев. Явные сигналы проблемы адаптации – это агрессивное поведение по отношению к сверстникам, а иногда и к учителю, отказ от выполнения обязанностей и т.д. Но существуют и невидимые признаки нарушения адаптации, которые долго могут остаться незамеченными, потому что они не нарушают школьных правил: ребенок остается робким, безынициативным, не может найти друзей и постепенно изолируется от жизни класса. Обратите внимание на своего ребенка, он нуждается в вас.




От: Сарыгин Ю.Н.,  



Внимание! Информация могла устареть!

Москва вошла в топ-7 самых умных городов мира




Похожие темы:

Это будет интересно почитать в разделах нашего сайта:

Бесплатная юридическая консультация — эффективная помощь или маркетинговый ход? >>

Справочник москвича >>

Организации социальной сферы Восточного административного округа (в т.ч. МФЦ) >>

За что можно и за что нельзя сдавать деньги в школе >>

Вопросы по жилью и жилищно-коммунальным платежам >>

   
Пенсионные вклады
Задолженность по налогам по ИНН
Какие документы нужны в ЗАГС

Отказ от ответственности